Инвестиции в энергетику и национальная безопасность

Украина примет участие в международном проекте разработки методологии оценки энергоэффективности инвестиционных энергопроектов

 


«Сокращение энергопотребления благодаря эффективному использованию энергоносителей играет более существенную роль в формировании экономически успешных и действительно независимых государств, чем инвестиции в очередные нефтегазовые проекты», - заявил директор по исследованиям и политике Института энергоэффективности Украины (IEE) Квентин Буланже во время презентации проекта Energy Efficiency and Security Nexus (EESN), которая состоялась 11 августа 2015 года в конференцзале Минрегиона.

Инициатором проекта при поддержке Вышеградского Фонда выступил Институт энергоэффективности Украины (IEE). Кроме Украины в программе участвуют представители стран Вышеградской группы - Пражский институт исследований вопросов безопасности (Чехия), Energiaklub (Венгрия), Институт по исследованиям энергетики (Польша) и Europolicy (Словакия).

 

Исполнительный директор IEE Александр Озеран рассказал, что благодаря проекту EESN чиновники, отвечающие за инвестиции в энергетическую сферу, через полтора года получат научно обоснованные  инструменты оценки проектов. Пользоваться методикой смогут и международные донорские фонды, частные инвесторы, независимые эксперты.

 А. Озеран отметил, что инвестпроекты в энергетической сфере нуждаются в государственной поддержке, какие бы инвестиции они не привлекали: внешние, внутренние или государственные. Поскольку эти проекты достаточно большие, практически всегда они требуют государственных гарантий.

«Однако, зачастую, когда чиновники решают, кому выделять больше, а кому меньше, у них возникает мнение, что энергоэффективность - это не важно. Что гораздо важнее поддержать какое-то более традиционное направление: например, инвестировать в разработку месторождения нефти, газа или строить новую трубу в обход России. Такое отношение создает барьеры для внедрения инновационных решений», - констатирует эксперт.

«При этом, из-за такой недоподдержки инновационных энергоэффективных проектов, они остаются провальными. А мы продолжаем бегать по кругу, подсаживая страну и далее на нефтегазовую трубу. Нефть-газ продолжают качаться, но используются по-прежнему неэффективно», - продолжает А. Озеран.

 

Участник конференции Генрих Сасаи (Henrich Sasai), представитель Посольства Словакии в Украине отметил: «Совместный проект имеет массу преимуществ, важно, что можно делиться с партнерами не только успехами, но и предупредить о проблемных местах, негативном опыте, Это позволяет оценить, какие проекты более важны для энергетической и, как следствие, национальной безопасности наших стран.

Украина уже сделала значительные шаги в направлении диверсификации поставок энергоресурсов. Так, если импорт газа из ЕС в 2013 году составлял до 10% от общего объема, то по итогам 2014 года - уже 26%, а в 2015 прогнозируется уже не менее 50%».

При этом, Г. Сасаи напомнил, что нельзя забывать: кроме диверсификации ресурсов, необходимым условием энергетической безопасности страны является энергоэффективность. Она может стать отправной точкой реформирования, вместе с использованием возобновляемых источников энергии, а потенциал в этой области есть во всех секторах экономики.

 

Член комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, народный депутат Алексей Рябчин поддержал инициативу проекта и добавил, что внедрение энергоэффективных проектов и технологий увеличит количество рабочих мест, позволит задействовать производства, создаст новые.

 Он рассказал, что есть ряд Директив ЕС в энергетической сфере, которые должны быть имплементированы в наше законодательство. Но даже принятые законы могут не работать, если нет авторитетного органа, ответственного за их выполнение.

«Если мы хотим сокращать нерациональное потребление ресурсов, у нас должен быть профильный вице-премьер по энергоэффективности. Хотя бы как временная мера - на год, два, три. Такой вице-премьер координировал бы министерства энергетики, экологии, экономики, и ряд других, связанных с энергоресурсами», - предложил А. Рябчин.


Организаторы обратили внимание участников на то, что достигнуть энергетической безопасности позволит определенная политика государства и проведение специальных мероприятий. Да, рынки могут вносить свой вклад в энергобезопасность, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.

В качестве компонентов энергетической безопасности при оценивании инвестиционных проектов в методике предлагаются направления, указанные на приведенной диаграмме.

 


Во время электронной презентации куратор проекта К. Буланже остановился на основных целях, задачах и подходах в разработке методологии. Он пригласил общественные организации, экспертные группы, всех заинтересованных участвовать в работе над проектом и пообещал, что работа над методикой будет публичной, открытой, освещаться на специально созданном сайте, а также в СМИ.

 В личном общении авторы проекта пояснили, что проект ориентирован на Украину именно из-за сильной политической или коррупционной составляющей в принятии решений об инвестировании, в то время как в Евросоюзе решения о том, куда направлять финансирование принимаются с учетом экономической целесообразности, социальной выгоды или в интересах государственной безопасности.

«Нельзя поддерживать инвестиционные проекты согласно политической конъюктуре», - резюмировал Квентин Буланже. По его словам, подобный пилотный проект разрабатывался также для Ямайки. Страна также отличается крайне неэффективным использованием энергоресурсов. 

 Лариса Белозерова, напечатано в журнале «Терминал» №33 от 17 августа 2015 г.
Фото и диаграмма предоставлены IEE.