Законодательство и энергоэффективность: точки пересечения

 

Как эксперты по энергоэффективности и профильное ведомство оценивают степень своего влияния на разработку законодательства.

Поговорка «не знаешь, как поступать – поступай по закону» может быть универсальным правилом. При этом законы должны быть логичны, соответствовать общепринятым моральным нормам и способствовать достижению определенной цели. В случае с эффективностью использования ресурсов, цель закона состоит в способствовании энергетической эффективности, сохраняя природную среду. К сожалению, невнимание государства и граждан к этой теме привело к печальному лидерству Украины среди самых энергоемких индустрий.

Уроки европейского законодательства

Украинским законодателям есть у кого учиться. Ведь все ошибки, поиски, этапы уже протестировали на себе давние члены Евросоюза и проходят сейчас наши восточноевропейские соседи. ЕС показывает Украине пример системного подхода к созданию правовой основы через усовершенствование национальных законодательных систем.

Состояние и задачи новой энергетики подробно расписаны в публикации «Зеленая книга - Европейская стратегия безопасности обеспечения энергией». Комплексный документ описывает современное положение в европейской энергетике и ставит цели до 2020 г.

Документ переведен, доступен в интернете и может стать полезным дополнением при разработке национальной украинской стратегии, которая полностью впишется в общеевропейское понимание перспективных целей и задач.

Закон по-украински

Началом формирования в Украине законодательной базы в сфере эффективного отношения к энергии стало принятие в 1994 году Закона Украины «Об энергосбережении». В нем определены термины, правовые, экономические, социальные и экологические основы деятельности по энергосбережению. Однако, как оценивают его эксперты, как и большинство принятых в те годы законов, он не является законом прямого действия и носит декларативный характер.

 

Его нормы не были продублированы в налоговом законодательстве, поэтому и не были реализованы. Особого влияния на формирование энергетической политики Украины закон не имеет. Впрочем, и само существование энергополитики пока тоже под вопросом.


Изменить ситуацию решили с помощью усовершенствования закона об энергосбережении. Закон «Об энергоэффективности» должен был отвечать последним мировым требованиям, европейским директивам, обеспечивать механизмы стимуляции предприятий, проводящих энергоэффективное хозяйствование.

 

В законопроекте предусматривалось, что часть средств предприятия, направленных на энергоэффективность, будет освобождена от налогообложения, а выдачу кредитов на эффективные технологии предполагалось производить по нулевой ставке.

Проект был представлен на рассмотрение Кабмина в 2010 г, с тех пор вялотекущее обсуждение продолжается.

Сейчас, по словам руководителя Госэнергоэффективности Сергея Савчука, законопроект «Об энергоэффективности» находится на рассмотрении в Секретариате Энергетического сообщества. Международные эксперты помогают отечественным законодателям адаптировать его нормы согласно европейским директивам и законодательству ЕС.

 

Депутаты и эксперты: взаимодействие или параллельные миры?

Забудем на время о «попередниках», попробуем уточнить, какие шаги были сделаны с момента избрания нового парламента.

Редакция пообщалась с двумя, наиболее заметными депутатскими объединениями, работающими в направлении энергоэффективности, проводящими регулярные рабочие встречи с экспертными группами.

Цель межфракционного депутатского объединения «За энергетическую независимость Украины», созданного Александром Домбровским, очень актуальна для страны. Это объединение украинских ресурсов, программ энергосбережения, энергоэффективности, привлечение новейших технологий и достижение энергетической независимости.

По словам Георгия Гелетухи, председателя правления Биоэнергетической ассоциации Украины (БАУ), сотрудничество экспертов его ассоциации с депутатским объединением оказалось более плодотворным, чем с отраслевыми ведомствами и правительственными чиновниками.

«Да, мы активно общаемся с объединением «За энергетическую независимость Украины». Если у нас возникает проблема по линии исполнительной власти, то отправляем письмо не только на кабмин, но и параллельно обращаемся к депутату. В отличие от обращений общественных организаций, на депутатский запрос ведомства отвечают вовремя по регламенту и строго по существу.

Например, около года назад в ДБН была внесена норма, что все биотопливные котельные попадают в ту же категорию по безопасности, что и атомные станции. Как следствие, был заблокирован ввод котельных в работу. Обращение от ассоциации напрямую в кабмин ничего не дало. И только депутатские запросы позволили решить задачу, пересмотреть категорию и продолжить работу в регионах более тысячи котельных», - сообщил глава БАУ.

Эксперты по возобновляемой энергетике отмечают, что очень плодотворным оказалось совместное сотрудничество с депутатами по закону о «зеленом» тарифе. Из-за некоторых норм, требований по местной составляющей, не выполнения привязки тарифа к курсу евро, а в случае с биоэнергетикой, еще и некорректного определения термина «биомасса», два года рынок возобновляемой энергетики практически стоял, рассказал Г. Гелетуха.

«Чтобы сдвинуть дело, мы объединились. Четыре ассоциации  ветро-, био-, гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии выступили совместным фронтом. Состоялось до десяти встреч рабочей группы, был ряд торгов и компромиссов и только в июле 2015 г наконец-то вышла новая редакция. Это была большая полугодовая экспертная работа, две трети замечаний мы отстояли. И депутатское объединение «За энергетическую независимость Украины» нам очень помогло»,  уточнил глава БАУ.

Мы прояснили и возможность экспертов участвовать в работе профильных комитетов. Депутат Алексей Рябчин, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК заверил: «На комитетах у нас постоянно присутствуют общественники, есть аккредитированные организации при комитете, у которых свободный вход. Но всегда можно обратиться, чтобы выписать пропуск для эксперта, желающего принять участие в обсуждении законопроекта. Экспертам дается слово для реплики, короткого комментария по сути».


Нардеп уточнил: «Понятно, что депутат не может знать все, и нужны профессионалы. Есть круг экспертов: общественников и юристов, разбирающиеся в теме, с которыми я сотрудничаю и выполняю поставленные задачи. Европейский подход также предусматривает, что не сам депутат закон пишет, а берет лучшие идеи от общественности, экспертные предложения и далее адаптирует под каноны и текущий политический дискурс».

Примером сотрудничества экспертного общественное объединения, работающего в тесной связке с депутатами называют объединение Реанимационный пакет реформ (РПР), эксперты которого активно участвовали в разработке и принятии «Закона об энергетической эффективности в зданиях» с 2014 года. «Закон, что мы готовили совместно с РПР, был закон об энергоэффективности зданий, я ходил с поправками специалистов на несколько рабочих групп. Выдвигались предложения, с которыми не все соглашались, но мы были принципиальны и добились того, что они были учтены. Хотя я слышал, что не во всех ведомствах советуются с экспертами», уточнил Алексей Рябчин.


Эксперт: «Если корпоративный интерес – это энергоэффективность, то я за такой корпоративный интерес!»

Независимый эксперт Александр Бойко поделился мнением, что экспертный потенциал не задействован в полной мере. Он считает, что государство не заинтересовано в профессиональных экспертах, иначе подход был бы другой. «У нас стратегов мало, технических экспертов может человек десять осталось. А на слона надо посмотреть со всех сторон, и не торопясь, как обычно, спешно готовясь к очередному отопительному сезону»,  отмечает А.Бойко.

До того как принимать отдельные законы, надо определиться с политикой энергетической безопасности, ведь ее основные принципы – свободный доступ к рынкам, прозрачность, напоминает А.Бойко.

«Политику можно было бы разработать сообща, собрать экспертов. Но, как говорится, нет пророка, да и экспертная среда в свою очередь разобщена – это факт. Личные интересы присутствуют – тоже факт. Я бы пригласил всех, кто носит гордое слово – эксперт. Должна пройти кампания объединения, важно прийти к пониманию общих целей и задач. Предлагаю так – собираются друзья, антагонисты и до хрипоты обсуждаются правила. И пока не пойдет белый дым, как при выборах папы римского».

Эксперт уверен, что концепция управления тоже должна быть определена законом: государство или профильные организации.

«А пока правительство из своих собственных субъектов формирует под себя же удобную экспертную среду, которая далее решает узкие корпоративные интересы. Хотя если корпоративный интерес – это энергоэффективность, то я за такой корпоративный интерес!»,  заключает А. Бойко.

Таким образом, можно подытожить, что процесс совместной работы хоть и сдвинулся, но требуются усилия всего экспертного сообщества и тогда единая стратегия устойчивого энергетического развития в вопросах эффективности безопасности может сделать цели не такими далекими и расплывчатыми. Главное  структурированные задачи, грамотные специалисты и жесткий контроль выполнения.


Лариса Белозерова, напечатано в журнале "Терминал"№35, 2015 г.