Как делить тарифы: «по-братски или по справедливости»? Часть 2.

В предыдущей статье эксперты в энергетической сфере комментировали для читателей издания некоторые вопросы, касающиеся Постановления НКРЭ №220 «О принятии тарифов по электроэнергии, отпускаемой населению».

Мы продолжаем знакомить читателей с мнением экспертов о том, поможет ли повышение тарифов на энергоносители для населения ликвидировать перекрестное субсидирование за счет промышленного и бюджетного   потребителя. Специалисты также продолжают делиться мнением о политике субсидирования неплатежеспособных категорий населения и целесообразности повышения на данном сложном для государства и граждан финансовом этапе. Вот, что они думают по этому поводу.

 Игорь Черкашин, руководитель общественной организации «Экспертная платформа
по энергоэффективности»
:

«Впечатление от повышения двоякое. Тарифы будут расти и для этого существует множество объективных причин. Но когда сначала правительство делает все, чтобы люди переходили с газа на электроэнергию, вкладывали средства в бойлеры, котлы, теплые полы, а потом, когда народ поверил и вложил средства, делают тарифный маятник... Считаю, что регулятор не обеспечивает стабильности в тарифной политике. Стабильности в пропорции хотя бы. Такие маятники в цене на газ и электроэнергию не формируют уважения к регулятору и правительству в целом.

С одной стороны, тарифы на электроэнергию будут повышаться, и это обусловлено многими причинами объективного характера. С другой стороны, повышение тарифов без повышения уровня жизни приводит к перекосам в обществе и, как следствие, к социальному напряжению. В ситуации, когда в центре Киева митинги по фактически юридическим вопросам заканчиваются метанием гранат, я могу только предположить, чем могут закончиться митинги в защиту права на жизнь в человеческих условиях. Подачки в сто гривень совершенно не решают вопрос кардинально в данном случае.

А «субсидии» Нафтогазу под прикрытием населения довольно примитивны. И вызывают только горькое разочарование. В итоге мы имеем ситуацию, когда из платежеспособного населения вымываются средства через повышенные тарифы, при этом эта часть населения не может обеспечить рост своих доходов, так как экономика лежит, а неплатежеспособное население сдерживается и содержится перекрестным субсидированием из бюджета в виде «субсидий». При этом реальных программ по радикальному сокращению удельного потребления энергоресурсов населению не предлагается. Все ограничивается имитацией в виде малопривлекательных и безрезультативных кредитов».

Мария Буравлева, научный советник общественной организации «Институт энергоэффективности Украины» (IEE):

«Повышение тарифов на энергоносители для населения, безусловно, поспособствует сокращению объемов перекрестного субсидирования. На данный момент видно, что тарифы для промышленности не растут такими же темпами, как у бытовых потребителей. Соответственно, учитывая график повышения тарифов до 2017 года, с целью перехода на рыночное ценообразование для всех типов потребителей, перекрестное субсидирование должно быть полностью ликвидировано.

Что касается графика повышения тарифов, то он рассчитан на постепенный переход (как временной, так и финансовый) на экономически обоснованный уровень цен за энергоресурсы. Средняя стоимость электроэнергии, например, для бытовых потребителей вырастет в 3,5 раза за 24 месяца. Это радикальная, но крайне необходимая мера.

При каждом повышении тарифов, все большая доля населения Украины будет нуждаться в государственной помощи. К сожалению, правительство выбрало только один из ряда возможных вариантов – субсидирование. С моей точки зрения, этого недостаточно, поскольку субсидии не стимулируют энергоэффективность и не мотивируют потребителей экономить энергоресурсы. В первую очередь необходимо снизить конечное потребление, что может быть достигнуто повсеместной реализацией энергосберегающих мероприятий, просветительской работой с населением и т.д. Также, для уменьшения доли неплатежеспособного населения, правительство должно обеспечить соответствующий уровень зарплат, пенсий и других выплат, что, к сожалению, несмотря на высокие темпы инфляции, не делается.

Валерий Гензицкий, эксперт общественной организации «Экспертная платформа по энергоэффективности»

«Я бы разделил проблему реформирования системы тарифообразования на несколько составляющих. Во-первых, тарифы должны быть экономически обоснованными, равными и понятными для всех, не ограничиваться одним только повышением. Постепенно должен быть разработан и внедрен механизм обоснования, управления, регулирования тарифообразованием, где понятны все составляющие, формулы, зависимости, механизмы проверки, согласования, обсуждения, утверждения с определением всех этапов и механизмов контроля.

Во-вторых, все происходит вовремя, а вот «если бы, надо было раньше» - это просто слова. Для того, чтобы этот вопрос возник, нужна готовность общества (информационная, организационная и пр.), экспертов политиков и других составляющих процессов реформирования. Это должно быть, дальше некуда, иначе - крах, ведь ни технических, ни технологических, ни политических дивидендов в развитии энергетики Украины без внедрения энергоэффективных технологий нет. Каждый год, каждый час мы теряем миллионы тонн условного топлива из-за непринятия решений.

И еще, экономическое обоснование тарифов должно строиться в первую очередь на рациональном эффективном использовании энергоресурсов, нельзя впихивать в тариф бесхозяйственность, преступную халатность, неэффективность: ни техническую, ни хозяйственную.

Кроме того, процессы тарифообразования, искоренение проблем перекрестного субсидирования и защиты неплатежеспособного потребителя должны идти параллельно и быть взаимосвязаны, нельзя компенсировать тому, кто этого не заслуживает и нельзя компенсировать безответственность и бесхозяйственность. Компенсации должны быть адресными, с конкретными проводками по личным счетам и даже деньгам, чтобы потребитель сам подтверждал свои платежи, ведь когда за тебя кто-то платит, тебе все равно, сколько, почему и за что».

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство экспертов сходятся во мнении о необходимости поднятия тарифов, однако неоднозначны в оценке подходов правительственных чиновников к субсидированию малоимущих граждан, которое, по их мнению, не стимулирует граждан и энергопоставляющие компании эффективно использовать ресурсы, а только на время смягчает тарифную нагрузку.


Напоминаем, что с 1 сентября наступил второй этап повышения стоимости электроэнергии для населения, все пять этапов повышения представлены  в виде графика.


Стоит добавить, что на счета граждан влияют не только изменяющиеся тарифы. Понизить потребление энергоресурсов, и в частности электроэнергии, может каждый гражданин. И для этого важно знать, что есть бытовые приборы, которые за короткий срок своего включения могут потребить такое же количество энергии, как некоторые «стайеры», работающие целый месяц.

К таким можно отнести электрочайник, утюг, пылесос. Поэтому, если вы будете пользоваться ими рационально, сможете уменьшить энергопотребление, и компенсировать тарифный рост. В таблице представлены топ-лидеры самой «прожорливой» бытовой техники.
Также хорошую экономию для семейного бюджета вы получите, если, выбирая новый холодильник или стиральную машину, отдадите предпочтение энергоэффективной технике класса «А».

Лариса Белозерова, напечатано в "Нафтопродукти" №38 от 21 сентября 2015 г.