Энергетика Украины: эпоха реформации


В Энергосообществе уверены, что гармонизация украинского законодательства с требованиями третьего энергопакета ЕС откроет путь к реформированию

Во время визита в Секретариат энергетического сообщества (СЭС), который состоялся 8-9 октября 2015 года по приглашению DiXi Group, группа украинских журналистов познакомилась с целями и направлениями деятельности организации и заданиями для украинского законодателя.


Термины и составляющие

Об основных этапах создания и задачах Энергетического Сообщества (ЭС) журналистам рассказала специалист по коммуникациям СЭС Барбора Пойнер. На встрече в СЭС постоянно звучала специальная терминология, которую используют в учреждениях ЕС. Это понятно, ведь Энергетическое Сообщество тесно связано с институциями Евросоюза и координирует вопросы адаптации законодательства ЕС в сфере энергетики для стран – членов Сообщества.

Часто употребляемое выражение Acquis communautaire в переводе с французского языка означает «достояние сообщества». В профессиональной среде чаще употребляют сокращенные термины Community acquis или acquis. Правоведы определяют его как совокупность различных принципов, правил и норм, накопленных в рамках Евросоюза, верность которым сообщество ЕС сохраняет в своей текущей и перспективной деятельности.

Энергетическая стратегия Евросоюза основана на трех основных столпах:

  • безопасность поставок,
  • конкуренция,
  • стабильное развитие.

По мнению европейских политиков, это поможет контролировать резкое увеличение спроса на энергию, нестабильность цен на энергоносители, возможные перебои в поставках, а также уменьшить негативное влияние человека на окружающую среду.


Энергетическое Сообщество начало работу летом 2006 года как региональное объединение стран Юго-Восточной Европы и ЕС. В организацию входят члены ЕС, соседние государства стран Юго-Восточной Европы и Черноморского региона. Совместными усилиями они  стремятся обеспечить социально-экономическую стабильность, безопасность снабжения энергоресурсами и создать интегрированные энергорынки в регионе.

У стран-членов Энергетического Сообщества есть преимущественный доступ к международному кредитованию и технической помощи. Подписывая договор о вступлении в Энергетическое Сообщество, страны берут на себя определенные обязательства по адаптации национального законодательства согласно правовым нормам объединения. Директивы и регламенты Евросоюза, называемые энергопакетами, определяют законодательство для рынков газа и электроэнергии.

С середины 90-х годов эта «энергетическая конституция» менялась в зависимости от экономических и геополитических требований. От двух директив (по газу и электроэнергии), принятых в 1996 году, Евросоюз пришел в 2011 году уже к пяти нормативным актам.

В Третьем энергетическом пакете к двум обновленным директивам по электроэнергии и газу, добавились регламенты, определяющие условия доступа к сетям их транспортировки и учреждение специального агентства по сотрудничеству регуляторов рынков.

Истинные намерения государств содержатся в их договорах, если уметь читать между строчками.

Вильгельм Швебель (немецкий ученый и публицист)

 

Кто входит в сообщество?

Энергетическое Сообщество объединяет несколько стран Европейского Союза, страны Юго-Восточной Европы  Албанию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Черногорию, Косово*, а также Молдову и Украину.

Присоединяясь к организации в 2011 году, Украина взяла на себя обязательство гармонизировать законодательство в энергосфере с законодательством Энергетического Сообщества. Выполнение требований Третьего энергетического пакета - одно из условий соглашения об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле, которое является частью Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом.

Кроме того, страны-подписанты Договора должны выполнить обязательства по имплементации природоохранного законодательства и реализации плановых показателей использования возобновляемых источников энергии. Все обязательства с указанием сроков исполнения закреплены документально.

Цели Энергетического Сообщества

Говоря о задачах Энергетического Сообщества, начальник отдела по вопросам электроэнергетики Секретариата Семен Узунов подчеркнул: «Важно привлечь инвестиции для обеспечения стабильного и непрерывного энергоснабжения. Это существенный этап для экономического развития и социальной стабильности в странах Энергетического Сообщества».

По словам эксперта, важной задачей для стран-членов является создание интегрированного энергетического рынка. Это позволяет вести трансграничную энергетическую торговлю и значительно повышает безопасность поставок.

В Секретариате подчеркнули, как важно усилилить конкуренцию местных энергоресурсов с монопольными поставками. Такая диверсификация на региональном уровне позволяет перейти на следующий уровень энергобезопасности.

Еще как один из побуждающих к серьезному сотрудничеству в энергосфере доводов, спикеры отмечают, что активное участие стран в сообществе – шанс для стран-членов стать ближе к их вступлению в Европейский Союз.

СПРАВКА:

Первый энергопакет:

  1. Директива 96/92/ЕС (от 19 декабря 1996 г.) – общие правила для внутреннего рынка электроэнергии.
  2. Директива 98/30/ЕС (от 22 июня 1998 г.) – общие правила для внутреннего рынка природного газа.

В этих директивах ЕС обозначил правила рынков электроэнергии и газа с целью повышения эффективности энергосектора и конкурентоспособности экономики Евросоюза.

Второй энергопакет (заменил первый):

Директивы 2003/55/ЕС и 2003/54/ЕС (от 26 июня 2003 г.) – требование о необходимости разделения вертикально интегрированных компаний. Для развития конкуренции на европейском энергорынке в 2003 г. было заложено требование отделения деятельности компаний транспортирующих энергоносители от добычи и дистрибуции.

Регламент 1775/2005 – об условия доступа к системам транспортировки природного газа

Регламент 1228/2003 – условия доступа к сети транскордонной передачи электроэнергии

Третий энергопакет (заменил второй):

  1. Регламент ЕС №713/2009 – основание Агентства по вопросам сотрудничества регуляторов в сфере энергетики (Agency for the Cooperation of Energy Regulators).
  2. Регламент ЕС №714/2009 – условия доступа к сетям трансграничных обменов электроэнергией.
  3. Регламент ЕС №715/2009 – условия доступа к сетям транспортировки природного газа.
  4. Директива 2009/72/ЕС – общие правила для внутреннего рынка электроэнергии (отменяет Директиву 2003/54/ЕС).
  5. Директива 2009/73/ЕС – общие правила для внутреннего рынка природного газа (отменяет Директиву 2003/55/ЕС).

Начиная с 90-х годов основной идеей энергопакетов было разделение производства и поставок ресурсов от управления инфраструктурой, однако со временем условия становились более строгими. В соответствии с третим энергопакетом операторы систем передачи, дистрибуции, а также поставщики не могут принадлежать одному и тому же собственнику.



Задания для Украины

Представители Энергетического Сообщества отметили, что в Украине есть определенный прогресс в работе над законами. Положительную оценку получил законопроект о рынке электроэнергии, который был подготовлен правительством Украины совместно с Секретариатом Энергетического Сообщества.

В годовом отчете Сообщества оценивался уровень выполнения обязательств стран-членов по имплементации директив в газовой и электроэнергетической отраслях. Там отмечено, что Украина с принятияем Закона Украины о рынке природного газа, частично имплементировала Третий энергопакет в национальное законодательство. Правда, при этом нас обошли Сербия и Албания, которые приняли изменения в нормативно-правовой базе полностью.

Среди аутсайдеров оказались Босния и Герцеговина; и Македония, которая лидировала на начальном этапе, а сейчас отменяет некоторые положения законодательства, принятые ранее.



Обязательства Украины и сроки выполнения по директивам и регламентам ЕС


В Секретариате рассказали, что украинские законодатели и эксперты   частые гости в Венском офисе СЭС. Привлеченный эксперт Секретариата Светлана Карпишина рассказала, что идет активная работа над законопроектами, касающимися энергоэффективности.

Проект закона «Об энергоэффективности» был разработан в соответствии с положениями Директивы 2012/27/ЕС,
принятой как обязательство для стран-членов в результате заседания Совета Министров Энергосообщества в октябре этого года в Тиране (Албания).  Законопроект был подготовлен при участии Секретариата еще в мае этого года и направлен в соответствующие центральные органы исполнительной власти Украины.

Первое совместное обсуждение законопроекта «Об энергоэффективности» состоялась в Секретариате в июле 2015 года с участием профильных министерств, представителей Госэнергоэффективности и экспертного сообщества. Сейчас в Украине работают над положениями законопроекта, ожидается, что в скором времени обновленная версия законопроекта будет направлена в Секретариат для подготовки комментариев.

Активная работа ведется над законопроектом «Об энергетической эффективности зданий», который должен имплементировать положения Директивы 2010/31/ЕС. В течении года украинская сторона направила в Секретариат несколько вариантов законопроекта и все версии были прокомментированы экспертами СЭС.

«По приглашению Энергосообщества, в начале октября в Вене над законопроектом об энергоэффективности зданий активно работала группа депутатов, представители Минрегиона, Госэнергоэфективности и профильные эксперты. В результате совместной работы украинской стороны и экспертов Энергосообщества был подговтолен законопроект, который в большей степени соответветствует положениям Директивы. Версия полученная Секретариатом после внутреннего обсуждения законопроекта в Украине была прокоментирована. Эксперты СЭС надеются что законопроект «Об энергетической эффективности зданий» в соответствии с положениями Директивы 2010/31/ЕС в скором времени будет проголосован», комментирует эксперт Секретариата Светлана Карпишина.

Эксперты Секретариата отметили успешную работу Украины в лице Госэнергоэффективности по адаптации Директивы 2010/30/ЕС, что определяет требования по энергетической маркировке продукции.

Резюмируя итоги встречи, в Секретариате напомнили, что Украина в 2015 году должна:

 в соответствии с положениями Директивы 2010/31/ЕС принять закон «Об энергетической эффективности зданий» и начать его реализацию;

 утвердить национальный план действий в области энергоэффективности и действовать в соответствии с его пунктами;

 в соответствии с Директивой 2012/27/ЕС принять Закон «Об энергоэффективности»;

- для поддержки процессов по внедрению в жизнь принятых законов создать Фонд энергоэффективности.


Лариса Белозерова

В статье использованы слайды из презентации Секретариата Энергетического Сообщества (СЭС).
Визит в СЭС состоялся по приглашению DiXi Group при финансовой поддержке фонда «Возрождение».