Изобретая велосипед...


Велосипед – популярнейшее в мире транспортное средством с богатой и славной историей. Активно используют его не только в Азии, но и в Европе. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на улицы Амстердама, Хельсинки, Брюсселя, Копенгагена, Парижа, Лондона, Вены – городов, которые соревнуются за право называться велосипедной столицей Европы. К сожалению, Киев пока не может претендовать на этот почетный титул.

Интересно, что в Азии, где наблюдается наибольшее количество велосипедистов на улицах городов, этот вид транспорта считается синонимом бедности, а в Европе, напротив - признаком респектабельности. Европейцы уже третье десятилетие отдают пальму первенства велосипеду как транспорту будущего в эпоху перманентных топливных кризисов и повальной гиподинамии.

 

На постсоветском пространстве автомобиль пока является не столько средством передвижения, как еще в 30-х годах прошлого столетия считали герои Ильфа и Петрова из «Золотого теленка», а все еще показателем статуса.

Почему? А все просто: мы ментально отстаем от европейского горожанина и до сих пор выбираем долгие ожидания в пробках, поиски парковки и все возрастающие тарифы на заправочных станциях, вдыхая по дороге «ароматы» выхлопных газов. При этом наших чиновников высокого ранга так и не увидишь среди пассажиров метро, городского электротранспорта или… на велосипеде. Кроме некоторых спортивных меров, хотя это приятное, но все таки исключение.



Этого не скажешь о европейских депутатах, чиновниках  высокого ранга или бизнес-специалистах, не редкость и велосипедные полицейские патрули. Здесь уже поняли, что велосипед – транспорт будущего, позволяющий одновременно экономить бюджет, сохранять экологию и поддерживать прекрасную физическую форму, и даже делать пиар, пропагандируя здоровый образ жизни и полезные привычки.

Появилась целая корпоративная культура, когда все, имеющие физическую возможность, от руководителя до младшего сотрудника компании, добираются на работу «с ветерком». Думаю, это к нам тоже придет – возможно, сначала как мода, а потом и как осознание необходимости. А пока  довольно частая картина: городской велосипед как способ студентам добираться вовремя до вузов, а курьерам – развести документы.

Кто же создатель?

Пальму первенства в изобретении велосипеда оспаривают и немцы, подразумевая самокатную машину 1817 года от барона Карла фон Дреза (изобретателя дрезины), названную англичанами «денди хорз», и французы, имея в виду Пьера Лалмана, в 1862-м добавившего к «хорзу» педали.

 


А было еще и незапатентованное, и потому малоизвестное, усовершенствование самоката Дреза шотландским кузнецом Макмилланом, который добавил к машине для ходьбы в 1839 году педали и седло. Есть и неподтвержденное мнение о первенстве чертежей якобы Леонардо да Винчи, и даже крестьянина Артамонова, чье творение хранится в запасниках музея в Нижнем Тагиле. Так что отцов у современного велосипеда действительно хватает. Хватает и стильных современных футбайков из устойчивой древесины для любителей консервативных ценностей.

Зачем изобретать велосипед?

Выражение «изобретать велосипед» употребляется сейчас как синоним бесполезного занятия по созиданию чего-то уже давно известного или дублирования уже кем-то сделанного открытия.

При этом выражения подобного содержания существуют во многих странах, но велосипед в нем упоминается почему-то только у нас.

Это можно отнести и к проблеме использования этого замечательного вида транспорта сейчас: в то время как развитые европейские страны массово переходят на использование в городах мобильного, дешевого и экологичного вида транспорта, мы опять занимаемся именно этим – изобретением подходов к новым старым проблемам: как нам обустроить транспортный комфорт в «пробочном» коллапсе современных мегаполисов.

Эколого-экономическая сторона

Существуют интересные подсчеты. По данным сайта ecoworldly.com, всего в мире насчитывается около 1,4 млрд. велосипедов, в то время как автомобилей на земном шаре приблизительно 400 млн.

 Сколько автомобилей в Украине на 1000 жителей

Ассоциация автопроизводителей Европы (АСЕА) в 2012 году проводила исследование и нашла самую автомобилизированную на тот момент страну Европы. Оказалось, что самая высокая плотность автопарка в Германии, где на каждую тысячу жителей приходилось 563 легковых автомобиля.

Для сравнения, в среднем для Западной Европы эта цифра составляла 508 машин, а для новых членов ЕС – около 307 машин. В России степень автомобилизации была около 230 автомобилей на 1000 жителей.

А в Украине по состоянию на 01.01.2010 года было зафиксировано 155 автомобилей у среднестатистической тысячи жителей. По данным экспертов, эта цифра за последующие годы докризисные годы увеличивалась примерно на 10 пунктов в год, то есть примерно до 170 авто на каждую тысячу украинцев, включая младенцев и глубоких стариков.

Допустимые концентрации

Хотя по данным АСЕА по уровню автомобилизации Украина отстает от европейских стран, требования в выхлопу СО2 у нас значительно лояльнее, чем в Евросоюзе. Там одновременно стандарту должен соответствовать и сам автомобиль, и топливо, которым он заправляется. А иначе предусмотрены солидные штрафы за каждый грамм превышения выбросов на километр пути.

Уже сейчас автомобилисты Евросоюза заливают в баки бензин стандарта Евро-4 и Евро-5, а в Украине действует до сих пор стандарт Евро-2, принятый еще в 2006 году.

Запланированный ранее переход в 2012 году на новый бензин стандарта Евро-4 Минэнерго постепенно отодвигают, предлагая перенести до 2020 года, а ведь это отложенное на восемь лет решение об использовании более качественного топлива с меньшим содержанием серы, бензола и других вредных веществ. Между тем в Украине ежегодно на наши головы падает более 2,2 млн. тонн вредных выбросов, около 90% которых производится именно автомобильным транспортом.

Украина уже неоднократно откладывала переход на повышенные стандарты качества бензина, каждые полгода продлевая действие старых. Очевидно, экология не входит в список приоритетных задач для нашей страны.

Популярное увлечение

А тем временем, ужесточая стандарты по выбросам, европейцы решают задачи и другим способом. Города Старого Света соревнуются за звание европейской велосипедной столицы. В лидерах Копенгаген и Амстердам, большие успехи демонстрирует и Хельсинки. Интересно, что первенство удерживают более северные столицы, хотя, как говорят жители, климат велосипеду не преграда!

Амстердам – это город, где у каждого второго есть велосипед, и ежедневно на улицы выезжают более 40 тыс. велосипедистов. Суточный прокат стоит всего 5 евро, а самая большая стоянка находится в центре города, гордо занимая целый трехэтажный паркинг. Очень развитая велосипедная инфраструктура делает поездку приятной, быстрой и абсолютно безопасной.

Чехия, Германия и Франция также сделали своим жителям полезный подарок, обустроив трансевропейскую велосипедную магистраль протяженностью в 1400 км. А в Швейцарии сконструирован электровелосипед, развивающий скорость до 100 километров в час. Уже более миллиона быстроходных велосипедов колесят мировыми автодорогами.

Парижанин на велосипеде пользуется приоритетным правом как участник дорожного движения. Более 100 тыс. офисных работников, домохозяек с детьми и студентов ежедневно выезжают на парижские улицы. Кстати, такси в Париже, как и автопарковки, очень дороги, и бережливые французы часто предпочитают сэкономить на транспорте и время, и деньги. Аренда велосипеда также выход и для туриста: первые полчаса – бесплатно, один час – 1 евро, 2 часа – 3 евро и т.д. Аренда в течение суток составит около 20 евро.

В Лондоне тоже неплохо быть велосипедистом. Ведь мэрией города в велосипедную инфраструктуру вложено около 200 млн. фунтов стерлингов. Было подсчитано, что более половины поездок лондонца производятся на расстояние менее 8 км. Автомобиль в этом случае невыгоден, да и автостоянки давно вынесены из центра столицы.

Кроме того, популяризируют велосипед как городской транспорт и мэры городов, и чиновники министерств, и даже премьер-министры… Это стало нормой и в Европе никого не удивляет. Может быть, именно поэтому премьеры Нидерландов и Дании – заядлые велосипедисты, и, например, в Дании велостоянка вплотную примыкает к зданию парламента, а автомобильная значительно отдалена.

А что же мы?
Будем ждать, когда к руководству в нашей стране придут чиновники, молодые духом и спортивные, которые будут продвигать создание городских велосипедных инфраструктур? Или когда нефтяной и экологический кризисы просто не оставят выбора? В любом случае, громадам надо объединяться и требовать изменений, тогда поездки на свежем воздухе улицами любимого города станут реальностью.

У вас уже есть велосипед? В Копенгагене он у 85 жителей из 100!

Лариса Белозерова

Фото: ednist.info,pixanews.com