«Зеленая революция»  Ральфа Фюкса

Книгу с таким названием написал для широкой публики Ральф Фюкс – немецкий политик, публицист, руководитель Фонда Генриха Бёлля в Берлине. Известный мировой эксперт в сфере «зеленой энергетики» доктор Фюкс утверждает,  что развитие по пути экологической устойчивости является единственно возможным выходом для человечества. Более того, не смотря на мрачные прогнозы скептиков, экономический рост без ущерба для экологии возможен.  Для реализации этого сценария стоит уже сейчас  начать активный переход от старого ресурсоориентированного экономического уклада к экологическому Модерну.

В 2013 году книга была написана, а в начале 2016 года автор презентовал в Киеве издание, переведенное с немецкого языка. Презентацию книги Ральф Фюкс начал с размышлений о сегодняшней ситуации в стране и возможных решениях.


«Есть ли в Украине более важные проблемы? Ведь в стране военный конфликт, большое количество вынужденно перемещенных лиц, экономические проблемы. Я бы сказал, что в ситуации кризиса надо думать о будущем. Это возможность развивать экономику качественно нового уровня, при этом создаются новые рабочие места, модернизируется производство, пополняется бюджет», – уверен автор.

От роста любой ценой до устойчивой экономики

Эксперт отмечает, что концепция устойчивой экономики основана на сочетании экономического развития и защите окружающей среды. В Германии еще несколько десятилетий назад моделировалась точка зрения противостояния между экономическим развитием и экологией. 

Однако сейчас многое меняется, уверяет Ральф Фюкс: «Конфликт между стремительным ростом мировой экономики и перегрузками, которым подвергаются  важнейшие экосистемы, ведет к синтезу экологии и экономики. Хищническое отношение к природе перерождается в кооперацию с ней. Мы переходим:

- от ископаемых к возобновляемым источникам энергии,

- от линейной производственной цепочки к замкнутым циклам,

- от максимизации результатов к оптимизации процессов».


«Издержки роста, поглощающие природные ресурсы, превышают эффект от роста благосостояния»

Отмечая, что мы перешли от мира природы к миру людей, эксперт уверен, что сейчас общество стоит на пороге новой эпохи индустриального развития по двум причинам.

Во-первых, модель экономического роста на основе экстенсивного уже не дает результатов устойчивого роста.

Во-вторых, происходит истощение  земли, меняется климат.  Засухи, потеря плодородного слоя земли приводят к потере биоразнообразия растений, уменьшению ресурсов. Аккумуляция парниковых газов ведет к перегреванию поверхности планеты, и как следствие, к изменению климата.

Промышленная революция XIX  века привела к  экономическому росту, повышению благосостояния, жизненных стандартов. Все это было. Уголь, нефть, газ служили двигателями этой революции. Однако это конечные ресурсы, а их сжигание привело к небезопасным для экологии объемам выбросов СО2.

Если до «большого взрыва» промышленной революции вмешательство человека в экосистему было локальным и носило региональный характер, то с наступлением эры ископаемых источников энергии, и как следствие бурного развития промышленности, транспорта, градостроительства, сельского хозяйства возникла опасность экологического кризиса.  «Мы уже достигли стадии, когда издержки роста, поглощающие природные ресурсы, превышают эффект от роста благосостояния», – повторяет Ральф Фюкс.

Он напоминает, что бесконтрольные промышленные выбросы углекислого газа  повлекли значительные  изменения климата. Эксперты подсчитали, что для его стабилизации, необходимо общемировые выбросы СО2 к 2050 году сократить вдвое.

А  как развиваться?

Автор отмечает, что споры вызывает вопрос о том, что именно следует предпринять: нужно ли «привилегированному меньшинству» развитых стран резко сократить запросы в надежде на то, что общества Азии, Африки, Латинской Америки устоят перед соблазнами экономического роста.

Да есть точка зрения, что один из возможных выходов для стремящегося к 9 миллиардам человечества, является самоограничение. Такие призывы формируются в умах развитых сообществ, достигших комфортного образа жизни с довольно высоким экологическим следом. Но справедливо ли это для жителей стран с развивающимися экономиками. Ведь к высокому, довольно энергоемкому уровня жизни европейца сейчас стремятся развивающиеся страны.

Автор отмечает, что требование отказаться от потребления ресурсов, радикально только с виду. По сути оно не затрагивает основы экологической трансформации – фундаментального изменения господствующего способа производства. Поэтому Ральф Фюкс предлагает современным экологам поставить целью не замораживание экономической деятельности на нулевом уровне, а стремление к обнулению вредных выбросов: «Стоит экологии опереться на теорию антироста и она уже проиграла». 

«Стремительный экономический подъем развивающихся стран, прежде всего Китая, повышает экологические нагрузки. Когда миллиарды людей садятся за руль, пользуются компьютерами, живут в комфортабельных домах, летают на самолетах и поглощают бифштексы, становится ясно, что прежний, ресурсоемкий способ производства не имеет будущего», - уверен Ральф Фюкс.

А вот для новых состоятельных средних слоев характерен не столько отказ от удовольствий общества потребления, сколько так называемый «зеленый гедонизм». Экологический след человека в этом случае даже увеличивается, потому что, например, электромобили, большие пространства экожилищ, оборудованных ВИЭ, перелеты на самолетах способствуют этому. Поэтому надо понимать, что современное развитие невозможно без инновационной революции в промышленном производстве, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте . 




Как реорганизовать производство, не развалив социальную структуру?

«Важно, что в декабре 2015 вовремя Климатического саммита в Париже впервые достигнуто взаимопонимание между промышленно развитыми странами о том, что необходимо снизить выбросы парниковых газов на 1,5%, пока это не привело к катастрофе. В 1997 году был оформлен договор. От 75 до 80% ископаемых ресурсов должны оставаться в земле. Принят курс на постепенную декарбонизацию мировой экономики, с переходом на использование возобновляемых источников энергии», – отметил Ральф Фюкс.

Ральф Фюкс в книге «Зеленая революция» определяет, что величина  экологического следа человечества  зависит от трех параметров:

- численности мирового населения,

- уровня потребления,

- используемых технологий.

Автор уверен, что первые два слагаемых не позволяют человечеству значительно повлиять на восстановление энергетического равновесия: сокращение населения – негуманная задача, а обеспечить снижение мирового уровня СО2 как минимум на 50% только за счет сокращение уровня потребления ресурсов, не представляется реальным.

Эксперт уверен, что  основным инструментом  должны стать технологические инновации. Прорыв должны обеспечить сочетание революции энергоэффективности, широкое использование возобновляемых источников энергии и переход на замкнутые экологические производственные циклы.


Переход к устойчивым экосистемам

Сейчас развитые индустриальные страны производят и потребляют больше энергии, чем позволяют экологические системы. Это неустойчивая система. Автор напоминает, что устойчивость – это вопрос способа производства. Человечество, численность которого в скором будущем достигнет 9 млрд, просто обязано найти разумный выход в обеспечении своих потребностей.

Для тех, кто думает, что это маловероятно, эксперт приводит пример химика-вольнодумца Михаэля Браунгарта.  Оказывается, биомасса муравьев многократно превышает биомассу человека и калорий, потребляемых ими, хватило бы на 30 млрд. человек.  Большинство муравьи не вегетарианцы, при этом они не только не создают для природы никаких проблем, но и поддерживают своим существованием, например, влажные тропические леса.  Дело в том, что муравьи – просто образец для экологической экономики, когда все отходы ими производимые используются в технологических или биологических циклах.

Обучаться у природы

Автор приводит сравнение Эрнста Блоха, что  индустриализация и Старого света и нынешнего третьего мира, выглядит скорее как военная компания против природы, где как на поле боя ради выгод части общества меняются ландшафты, вырубаются леса, выбрасываются в воздух тысячи тонн вредных веществ.

При этом есть прекрасный подход – «комплексные технологии», где будущее индустриальное общество основано не на разграблении, а на кооперации с природой. «Речь идет не о том, чтобы вырвать у природы сокровища, а об умном использовании биологической производительности. Принцип замкнутых циклов. Когда каждый конечный продукт оказывается отправной точкой нового процесса, мы тоже взяли у природы», – напоминает Ральф Фюкс.

Проект Blue Economy – пакет экологических инноваций, который  содержит более 3000 идей, многие из которых уже нашли практическое коммерческое применение. Эксперт говорит, что главная идея проекта в использовании синергии, где важно мыслить в рамках системы. Будь-то использование кофейной гущи при выращивании шампиньонов или изготовление бумаги из отходов – растительных волокон риса, кокосовых орехов, тростника, бананов.

«Выход из экологического кризиса – это не «здоровое сокращение» (downsizing), а организация производственных замкнутых циклов с последующим использованием отходов. В этом случае производственный потенциал ресурсов увеличивается во много раз», – уверен Фюст.
Это экономика «нулевых отходов» – zero waste, порождающая новые производственные модели и новую культуру предпринимательства.


Ральф Фюст уверен, что стоит учиться у природы, используя принцип круговорота веществ. Это не иллюзии. «Человечество обязательно  найдет выход из экологического тупика. Мы должны напрячь все силы, мобилизовать всю изобретательность, чтобы за несколько десятилетий полностью перестроить индустриальное общество. Перейти от ископаемых к возобновляемым источникам энергии, от конечного к воспроизводимому сырью, от расточения дефицитных ресурсов к  экономике замкнутых циклов, от разграбления природы к  совместному с ней производству».

Главным вопросом  для развитого общества остается вопрос, не просто будет ли расти ВВП, а то каким способом  надо обеспечить его рост. Показателем того, что структурные перемены уже начались автор называет новое направление – greenttligence или «зеленые решения», широко представляемые на ежегодных промышленных ярмарках в Ганновере. При этом, эксперты отмечают, что важны не столько частные инвестиции, а именно комплексные решения.

Кстати, многие прогрессивные транснациональные концерны уже развиваются в направлении устойчивости. Существует прогноз, что  к 2020 году мировой рост спроса на зеленую экономику составит 5,4% в год, а в Германии – даже 8% в год, то есть доля немецкого экологического сектора в экономике страны достигнет 16%.

Стратегическое чутье

Среди  лидеров, успешно перестраивающих в сторону развития устойчивой индустрии Ральф Фюкс назвает такие всемирно известные концерны как Siemens, Philips, General Electric, Bauer.

Он отмечает, что растет число кампаний заранее готовящихся к успешной работе в мире, где природных ресурсов все меньше, а экологическая ответственность все больше.  Инвестируя миллиарды в ресурсосберегающие технологи и развитие возобновляемой энергетики эти производители, конечно, планируют воспользоваться плодами своих усилий. И во многом уже сейчас получают отдачу в виде значительного снижения энергоемкости на собственных производствах и торговле инновационными технологиями и продуктами. Так, Philips заявлял, что к  2015 году инвестирует почти половину оборота  в зеленые товары – например в программу галогенных ламп EcoVizion – около двух млрд евро. Здесь и профилактика, и энергоэффективность, и организация замкнутых циклов.



Резюмируя, автор надеется, что в дальнейшем будет расти количество людей, компаний, которые благодаря экологическим инновациям, биоэкономике, снижают потребление ресурсов и энергоемкость. При этом, команды не только повышают  экологическую ответственность, но и получают новые прибыли и перспективы дальнейшего развития.  


Лариса Белозерова