Фабрики или технологии

Повернутися в розділ Нові технології
Поділитися з друзями -

«Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен» – говорили древние китайцы. Это была эпоха, когда события или изменения в вековом укладе жизни были редки, а потому были стрессом для привыкших к размеренной жизни народов. Сейчас не так, современные жители планеты уже привыкли к переменам, более того – они их любят и делают.

Времена и перемены

«Сделать мир лучше» – самый трендовый девиз нового поколения. Мы живем в стремительном мире, где технологии динамично развиваются, расстояния сокращаются, скорость получения и распространения информации повышается. Трансформируется и само общество. 

Развитие неминуемо. Хотим мы или нет, новации грядут. Современные люди не плывут на плоту в спокойном мире, как древние, а подобно серфингистам стараются держаться на гребне волны. 

Ведущую роль в этой волне изменений по закону Парето имеет «активное меньшинство» - инноваторы. Люди, которые внедряют новое в разных сферах жизни. А так как пресловутую «Пирамиду Маслоу» никто не отменял, то разбираться в происходящих переменах мы начнем с экономики, которая постепенно становится креативной.

Луганская стагнация

Темпы развития украинской экономики за 2019 год оставили 3,2%, против 3,4% предыдущего года. Это замедление особенно сказывается на Луганщине. По нашим краям прошлась война, многие элементы инфраструктуры, производства и жилые дома разрушены. Как и судьбы жителей области.

Но основновной «вклад» в уничтожение нашей области десятилетиями планомерно вносили местные «крепкие хозяйственники». Некогда мощнейший промышленный узел стал унылым и депрессивным регионом, откуда молодежь и не только мечтает побыстрее уехать. 

Многие и уехали, а это были не самые худшие северодончане, лисичане, или рубежане. Некогда богатые города стали нищими и тусклыми. 

То, чем мы жили раньше, уже вряд ли заработает – к примеру уникального столетнего Лисичанского содового завода, выпускавшего каустическую соду с 1892 года, уже нет даже физически. Другие бывшие гиганты в руинах, или предынфарктном состоянии. 

Здание правления Лисичанского содового завода, 2020 г. Фото Арифа Багирова

Строить новые заводы и фабрики, да ещё в нашей прифронтовой зоне, ближайшее время мало кто решится. К тому же, что мировая экономика и так стагнирует от ковидных локдаунов. 

Будущее региона с точки зрения восстановления былого промышленного потенциала выглядит утопией, а реальные перспективы его развития пока не просматриваются даже завзятыми оптимистами. 

Что делать, лечь и помереть? Не стоит, есть другие варианты. Перемены они такие, они открывают новые возможности.

Увидеть их можно, но для этого необходимо немного вникнуть в социальные и экономические процессы, происходящие в современном цивилизованном обществе. 

А в мировой экономике сейчас происходит в прямом смысле революция 4.0, схожая с индустриальной революцией XIX века. Только тогда общество перешло от аграрной экономики в промышленное производство, а сейчас промышленное производство трансформируется в так называемую «креативную экономику» или «экономику знаний». 

Креативная экономика 

Термин этот введен в 2000 году журналом NewsWeek. Эксперты так определяют понятие: «Креативная экономика или экономика знаний – особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности».

В Великобритании – мировом лидере и пионере этой отрасли – расширяют понятие: «Креативные индустрии – деятельность, в основе которой лежит индивидуальный творческий принцип, навык или талант, которые несут в себе потенциал создания дополнительной стоимости и рабочих мест, путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». 

В США 40% всей экономики составляет именно её креативный сектор. Суть такой экономики в том, что для того чтобы получать прибыль, не обязательно владеть производственными активами, месторождениями полезных ископаемых, кучей инвестиционных денег, или других привычных нам бизнес-потенциалов. Всё это атрибуты прошлого века, в этом же веке в цене мозги и все, что они генерируют. 

Несколько патлатых-бородатых программистов в шлепках или архитекторов, объединенных в фирму, могут по годовому доходу посоревноваться с мини-заводом. Особо удачливые «очкарики» могут без особых капиталовложений стать самыми молодыми миллиардерами в мире, один из создателей Facebook Марк Цукерберг хороший тому пример. Известный исследователь этой темы Дэвид Пэрриш называет это противостоянием «футболок и костюмов». Его книга так и называется.

Какие шансы у региона

К чему я веду? А к тому, что раз нам нечего терять, то может Луганщине стоит развивать вместо промышленного потенциал креативный. 

Вместо комбинатов и заводов строить инновационные и культурные центры, научные и студенческие кампусы. Рискнуть из химического кластера, каким был наш «треугольник» Лисичанск, Северодонецк, Рубежное, стать кластером креативным. А почему нет? 

У нас для этого есть все предпосылки. Научные и культурные традиции в наших городах имеются, в одном Северодонецке в лучшие времена работало несколько мощнейших научно-исследовательских институтов, сюда приезжали специалисты-химики из разных стран мира, встретить темнокожего на улице было в порядке вещей.

Пятитысячный Ледовый дворец спорта на концерты народных любимцев или ледовые шоу принимал зрителей со всей области и не только нашей. В городских дворцах культуры действовали и радовали своим творчеством (некоторые к счастью действуют до сих пор) коллективы, многократно выигрывали международные конкурсы. В Северодонецке жил и творил Иосиф Курлат, Лисичанск дал Украине поэта Владимира Сосюру. 

Театральное искусство, музыкальное образование, техническое творчество – все это было на очень приличном уровне. У нас даже автомобильный дизайн был ещё в шестидесятых! На Северодонецкой  авторемонтной базе в 1963 г изготовили уникальный и передовой по тем временам микроавтобус «Старт» с кузовом из стеклопластика.

Сложная пластика кузова «Старта» стала возможной благодаря технологии производства – формование в матрице эпоксидной смолы, армированной стекловолокном. Источник фото auto.24tv.ua

Автомобиль попал в последние кадры кинохита «Кавказская пленница». Помните тот необычный бусик с багажником, на котором уезжала Нина – комсомолка, спортсменка, активистка и, наконец, просто красавица? Микроавтобусы «Старт», разработанные местным конструктором Юрием Андросом, выполняли маршрутные поездки по Северодонецку до середины 70-х. 


Трансформация региона с помощью креативной экономики

Возрождение нашего региона – задача непростая, но реальная. Как говорили все те же древние китайцы «Большая дорога начинается с маленького шага». 

Шагать ли с нами, решать каждому самостоятельно, но на Луганщине формируется активное сообщество, продвигающее инновационное развитие региона, которое заменит индустрию традиционную.

Главный ресурс «экономики знаний» интеллектуальный капитал, а движущая сила – знания и умения. В отличии от других, креативный капитал не имеет ограничений, то есть может развиваться всё больше и больше.

С одной стороны, интеллектуальную деятельность используют все секторы экономики, даже такие древние, как аграрный или добыча полезных ископаемых. Ведь невозможно собрать хороший урожай, предварительно не подумав о том, как, что, где, чем и зачем высаживать. Чтобы принимать такие решения, фермеру необходимо много знать.

При добыче полезных ископаемых тоже надо обладать определенными техническими знаниями, даже при такой примитивной, как угольные «копанки» на востоке страны или варварская добыча янтаря на ее западе. Присутствует ли здесь элемент интеллектуальной деятельности? Несомненно! При этом, такие отрасли не являются креативными. 

Так что же представляет собой креативная экономика? 

Конечным продуктом деятельности агрария является сельскохозяйственная продукция. Однако в ее производстве может использоваться продукт чьей-то деятельности – интеллектуальной. К примеру, программист пишет программу, которая упрощает фермеру подсчеты. Или ученый, который изобрел новое чудо-удобрение. Инженер, разработавший высокоэффективную сельхозтехнику. Архитектор, спроектировавший ферму – все они представители креативной индустрии. Маркетолог, продвигающий продукцию фермера, равно как и учредители и работники медиа-ресурсов, на которых эта самая продукция рекламируется, также представители креативной экономики. 

Разница в том, что фермер заработал руками, а все, кто ему помогал, остальные упоминаемые заработали мозгами. При этом взаимная выгода налицо – креативный класс без еды долго не протянет, а фермер без технологий остался бы в каменном веке с палкой-копалкой.

Ариф Багиров, г. Северодонецк, Луганская область

ТЕХНІЧНИЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТУ

Skachgroup - розробка і супровід інтернет-проектів