Транспортная инфраструктура Польши и политика выравнивания ЕС.

Наиболее срочная сейчас для Польши задача – это строительство и модернизация национальных дорог: автострад и скоростных магистралей.

Об этом во время учебного визита «Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом» украинским журналистам сообщили в профильном департаменте Министерства инфраструктуры и развития РП.

Автобаны составляют около 5% от общего польского дорожного хозяйства, но это очень важный сектор с экономической точки зрения. Для многих активно торгующих стран, Польша – транзитная территория. С севера на юг, и с запада на восток множество коммерческих фур и пассажирских автомобилей пересекают ее по основным транспортным артериям.

 

По информации специалистов Министерства инфраструктуры и развития Республики Польша после вступления в ЕС проекты дорожного строительства получили мощное финансирование из бюджета Евросоюза. За последние 10 лет в развитие инфраструктуры Польши было вложено около 34 млрд. евро.

Помогать выгодно

Политика выравнивания приносит реальные выгоды не только для стран, получающих поддержку от ЕС, но и обеспечивает прямые и косвенные доходы для всех других членов сообщества, в том числе крупнейших доноров.

Оценки специалистов Министерства инфрасткуктуры и развития Республики Польша показывают, что в период 2004 - 2015 гг, общие выгоды от политики выравнивания (сплочения) в Польше для 15 стран ЕС приближаются к сумме  37,8 млрд. евро.

Это выгодно не только из-за большой доли иностранных компаний в Польше, осуществляющих деятельность через процедуры государственных закупок, но и благодаря высокому спросу на товары и услуги, импортируемые из этих стран. Например, проектные работы, покупка технологий и оборудования, сервисное обслуживание.

В среднем, из каждого евро, вложенного этими странами в проекты экономического выравнивания в Польше, примерно 46 центов возвращаются в страны-доноры. Высокой нормы прибыли достигли инвестиции из Германии, Ирландии, Австрии, Финляндии, Швеции и Нидерландов.

Примеры реализации транспортных проектов.

Участок общенациональной автомагистрали A1

Строительство участка общенациональной автомагистрали A1, дорога Pyrzowice - Maciejów - Sośnica в Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия).

Проект уже реализован -  участок шоссе общей протяженностью 44,38 км. Это сама дорога, дорожные развязки, а также реконструкция поперечного участка дороги. Стоимость работ составила 5,8 млрд. злотых (в том числе стоимость финансирования со стороны ЕС - 4,7 млрд. злотых). По  среднему курсу на апрель 2015 года 1 евро примерно равен 4 злотым.

Кроме того, были построены точки пунктов сбора оплаты, узлы дуплексы с поперечными дорогами, узлы пересечений железнодорожных линий, рек и путей маршрутов миграции животных, водопропускных труб и 80 других  инженерных объектов.

Строительство центрального участка второй линии метро в Варшаве.

По программе «Городской транспорт в крупных городах» в Варшаве была построена вторая линия метро. Проект стоимостью 6 млрд. злотых включал подготовительные работы, проектирование и строительство центральной секции с покупкой подвижного состава. Стоимость финансирования новой ветки метрополитена со стороны ЕС составила половину необходимых средств - 3,1 млрд. злотых.

 

О начале строительства в мерии Варшавы объявила еще летом 2010 года. Метро было необходимо городу к открытию в польской столице футбольного чемпионата ЕВРО-2012. Это оказался очень сложный в воплощении проект.

На участке 6,1 км от Rondo Daszyńskiego до Вильнюсского железнодорожного вокзала находятся семь станций. Глубины составляют от 13 до 23 метров. Сложные геологические условия проведения туннеля под рекой усложняли строительные работы. Летом 2012 года пришлось устранять несколько крупных аварий – проходчики наткнулись на плавун (насыщенный водой грунт) в районе Вислы, перед этим устраняли провал дорожного полотна в самом центре Варшавы.


Следующее испытание 2012-го – работники обнаружили неразорвавшуюся бомбу на глубине 10 метров. Заряд обезвредили на полигоне, саперы позже пояснили, что такие бомбы во время Второй мировой войны использовали оккупанты в 1944 году при подавлении Варшавского восстания.


Объект был достроен. Проходчики ввели в эксплуатацию два туннеля длиной 5 км и диаметром 5400 мм. Еще 600 м туннеля было пройдено под рекой Висла, а следующие 500 м туннеля соединили первую и вторую линии метро.

Новая технология позволила работать в 10 раз быстрее, чем при строительстве первой нитки подземки. Благодаря технологии ускоренного бурения станком EPB TBM метростроевцы проходили до 80 метров туннеля в неделю.

Значительная финансовая и техническая помощь стран Евросоюза позволили Польше ввести в эксплуатацию важный экологичный инфраструктурный объект. А кроме того, задействовать работников многих отраслей польской промышленности - труд инженеров-проектировщиков, строителей, энергетиков, машиностроителей, металлургов. Например, для объекта понадобилось 463 тыс. м³ бетона, 48 тыс. тонн стали.

Лариса Белозерова

Материал был создан при содействии Фонда международной солидарности (Solidarity Fund PL) и Агентства США по международному развитию (USAID).
Фото предоставлены Министерством инфрасткуктуры и развития Республики Польша.