Польша: развитие инфраструктуры и разделение компетенций

 «О состоянии польських дорог было много анекдотов. После изменения государственного устройства страны мы не знали как будут финансироваться дороги. До 2004 года у нас не было четкого представления об этом. В Польше на тот момент действовали концессионные соглашения. Предприниматель строил участок дороги, ставил шлагбаум и брал деньги, чтобы вернуть кредит и заработать», - так начал разговор пресс-секретарь Министерства инфраструктуры и развития Пьотр Попа.

Специалисты департаменте Министерства инфраструктуры и развития РП делились информацией о работе ведомства с украинскими журналистами во время апрельского тура 2015 г. по программе «Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС».

Эксперты департамента рассказали, что за последние 10 лет развитие инфраструктуры Польши было профинансировано из фондов Евросоюза на 34 млрд. евро.

 

Планы и стратегии

В Республике Польша планирование на национальном уровне происходит с учетом долгой перспективы. Основной документ -  Стратегия развития транспорта до 2020 года (с перспективой до 2030 года).

Этот документ определяет оперативные цели, которые должны быть реализованы в 2014-2020 гг для развития автомобильного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта с использованием средств из фондов ЕС.

К 2023 году планируется освоить примерно 88% от общего бюджета, около 33% относится к реализации в рамках инфраструктурной политики TEN-T.

Это позволит выйти на хорошие европейские показатели. Например, сократить среднее время в пути между центрами воеводств на 15% (это около 40 мин) и повысить безопасность дорожного движения.

Для справки:

Политика Трансъевропейской транспортной сети (далее TEN-T) заключается в создании инфраструктуры, позволяющей каждому гражданину Европейского Сообщества свободно, комфортно и логистически продуманно перемещаться в пределах территории стран-членов ЕС. Более того, в ней скомпонованы экологические требования, нацеленные на содействие устойчивому развитию и сохранению климата. На обустройство технологичной современной единой транспортной сети с 1996 года на территории Евросоюза уже освоено около 400 млрд. евро.

Финансирование проектов

В Национальной стратегии развития Польши 2007-2015 года на инфраструктуру и защиту окружающей среды было выделено 28,33 млрд. евро, что составило 41% общего бюджета стратегии.

На представленной ниже диаграмме можно проследить какие средства и на что именно польская экономика получит из оперативных программ Единой политики ЕС на 2014 – 2020 гг.



Транспорт и окружающая середа – в приоритете

На финансирование  инфраструктурной программы и окружающей среды из фондов ЕС предусмотрено  27,4 млрд. евро. Интересно, что субсидирование этих направлений взаимосвязано и идет в тандеме.

На что же предполагается направить такие серьезные денежные ресурсы?

Расходы на инфраструктурную программу и охрану окружающей среды (27,4 млрд. евро) включают:

  • расширение автомобильных и железных дорог в TEN-T и за ее пределами
  • чистый городской транспорт
  • медицинская инфраструктура
  • возобновляемые источники энергии
  • энергоэффективная экономика в городах и на предприятиях
  • расширение и модернизация передачи, хранения и распределение природного газа
  • расширение сетей водоснабжения и канализационных очистных сооружений
  • снижение риска наводнений и засух
  • культурное наследие и культурные ресурсы

 

Делегирование ответственности

Политика выравнивания или «сплоченности», как звучит дословный перевод с польского - направлена на снижение диспропорций в развитии между регионами Европейского Союза.

Финансовые фонды ЕС приходят на разные уровни. В этом и заключается  децентрализация управления фондами ЕС с усилением роли органов местного самоуправления. Это полностью оправдано, на местах виднее, куда в первую очередь направлять финансирование.

Например в рамках развития медицинской инфраструктуры в каждом из 16 воеводств есть по два вертолета санитарной авиации при воеводской клинике со всем необходимым оборудованием для проведения экстренной помощи прямо на борту.

Напомню, что в Польше создана сбалансированная система региональной политики, каждый субъект которой действует в рамках своей компетенции. В Польше 16 воеводств (аналог области), 314 повятов (аналог района) и  66 городов с правами повята да 2479 гмин.

Фонды ЕС очень важны для развития территорий, но каждая административная единица в первую очередь опирается на местные бюджеты. Каждый субъект местного самоуправления имеет свой бюджет, который никак не зависит от других субъектов. Например, власти повята не «дают» гмине денег.

 Доходы субъектов самоуправления – это доля в подоходном налоге от физических лиц, дотации из госбюджета на конкретные задачи (напр., на содержание школ, выплачивается в расчете на ученика) и собственные доходы (в основном местные налоги или аренда недвижимости).

Сейчас из фондов Евросоюза финансируется строительство разных категорий дорог, но в будущем ЕС уже не планирует финансировать региональные автодороги. Они полностью переходят на финансирование из бюджета местного самоуправления.


По категориям дороги в  Польше делятся на:

- национальные
- воеводские
- повятовые
- гминные.

Интересно, что за дороги местного значения отвечают гмины, строительство  дороги между гминами – это  компетенция повята, а воеводство отвечает за инфраструктуру регионального значения. При этом соблюдается четкое разделение компетенции. Это значит, что за определенный проект отвечает только один уровень самоуправления.

За каждую поставленную задачу или объект отвечает только гмина, только повят или только воеводство. Таким образом, в Польше исключается так называемая «коллективная ответственность», когда бывает трудно найти  конкретное лицо или организацию в случае халатного исполнения своих обязанностей.

Если водитель повредил автомобиль из-за аварийного состояния дороги, он знает на кого подать в суд для возмещения ущерба.

Украинским парламентариям вполне доступен польский опыт и децентрализации власти и инфраструктурных проектов. Министерства и ведомства РП охотно делится им на различных конференциях, круглых столах и во время стади-туров. При этом, польские специалисты и эксперты не устают повторять, что окажут нашим законодателям и представителям муниципалитетов любую консультационную помощь. Главное, чтобы сформировался запрос украинского общества на реальное реформирование, а парламентарии могли и, главное, хотели применить европейские наработки, адаптируя к украинским условиям.

Материал был создан при содействии Фонда международной солидарности (Solidarity Fund PL) и Агентства США по международному развитию (USAID).
Иллюстрации предоставлены 
Министерством инфрасткуктуры и развития Республики Польша.

Лариса Белозерова