Как делить тарифы: «по-братски или по справедливости»?

С 1 сентября второй раз в этом году регулятор НКРЭКУ повысил стоимость электроэнергии для населения. Первое в 2015 году повышение тарифа для населения на электричество, а вместе с ним и на природный газ прошло 1апреля 2015 года. В Национальной комиссии сообщили, что продолжат выравнивание уровня цен на природный газ, электрическую энергию для населения и промышленности.

 

Решение о повышении было озвучено в Постановлении НКРЭ №220 «О принятии тарифов по электроэнергии, отпускаемой населению» еще в феврале этого года Национальной комиссией, которая осуществляет госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Таким образом, регулятор планирует постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование населения за счет других потребителей – промышленности и бюджетной сферы, где тарифы на энергоресурсы гораздо выше.

Повышение тарифов на электроэнергию для населения было решено растянуть во времени на пять этапов с 1 апреля 2015 года до 1 марта 2017 года.

При этом, стоит отметить, что долги населения не только за электроэнергию, но и другие ресурсы продолжали накапливаться и до сентябрьского повышения. Так, Государственная служба статистики Украины сообщила, что задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) увеличилась в июле 2015 года по сравнению с июнем на 0,8% и составила 12,324 млрд. грн.

Тарифы на услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды для населения уже пересматривались уполномоченными органами в связи с повышением с 1 апреля 2015 тарифов на природный газ для предприятий теплокоммунэнерго, предоставляющих услуги населению.

В июле 2015 года, согласно данным Госстата, имели трехмесячный и более долг: за централизованное отопление и горячую воду почти 28% владельцев лицевых счетов, вывоз бытовых отходов – 20,3%, содержание домов и сооружений и придомовых территорий – 19,9%, централизованное водоснабжение и водоотвод – 19,8%, газоснабжение – 13,2%.

Что же касается электроэнергии, то в течение января-июля 2015 г. население оплатило за электроэнергию 7, 157 млрд. грн; при этом, задолжало на конец июля 2015 г. около 2,269 млрд. грн.

В управлении экономики систем жизнеобеспечения Минрегиона отмечают, что сейчас вопрос о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения не обсуждается, хотя процесс повышения тарифов на ЖКУ, а именно на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения, неразрывно связан с повышением тарифов на энергоносители (газ и электроэнергию).

Напомним, что власти активно призывают население оформлять субсидии в рамках специальной программы гарантируя малообеспеченным гражданам стабильность расходов на оплату ЖКУ независимо от изменения стоимости услуг. В Минрегионе информируют, что сняты все ограничения, не нужно указывать размер дохода, никаких штрафов. Субсидия может быть больше 50% от суммы счета за коммунальные услуги,

Поможет ли повышение тарифов на энергоносители для населения ликвидировать перекрестное субсидирование за счет других потребителей, целесообразно ли по времени и размерам повышение тарифов, а также оценить политику субсидирования неплатежеспособного потребителя редакция «Нафтопродуктов» попросила экспертов энергетического рынка. Вот, что они думают по этому поводу.

 

Геннадий Рябцев, директор специальных проектов НТЦ «Психея»:

«Перекрестное субсидирование исчезнет, как только тарифы станут экономически обоснованными, равными и понятными для всех. Нынешнее повышение – только первый шаг к этому. К тому же не следует забывать, что реформирование тарифов не ограничивается их повышением. Необходимо предусмотреть повышение ответственности распределительных компаний и адресную помощь тем, кто окажется не в состоянии платить по новым ставкам.

По поводу целесообразности по времени считаю, что откладывать повышение тарифов нельзя. Государство опоздало с их приведением к экономически обоснованному уровню лет на двадцать. Сегодня мы расплачиваемся за популизм политиков морально и физически устаревшими технологиями и оборудованием, а также тем, что в Украине ежегодно в прямом смысле вылетает в трубу 40 млн. тонн условного топлива.


Что касается выбранного варианта политики субсидирования неплатежеспособного потребителя, то ее нельзя назвать таковой. Поскольку, во-первых, выделяемых средств недостаточно, а, во-вторых, компенсацию получают не малообеспеченные слои населения, а неэффективные собственники энергетических компаний. Фактически, государство субсидирует не своих граждан, а владельцев энергетических активов. Иначе помощь оказывалась бы адресно, без хождения по многочисленным инстанциям и в монетарном виде, путем перечисления определенной суммы на карточки пенсионеров, людей с ограниченными возможностями и многодетных семей».

 

Светлана Голикова, эксперт энергорынка, член стратегического совета Киевского института энергетических исследований:

«Проблемы перекрестного субсидирования, когда за электроэнергию и газ население платит меньше, чем бизнес, начали накапливаться с 2000 года с пересмотра тарифов при премьер-министре Анатолии Кинахе. И если в 2000 году диспропорция между тарифами для промышленности и населения была еще незначительной ­– 1,3 млрд. грн, то в 2013 – уже около 24, а по итогам 2015 может составить до 45 млрд. грн. При этом годовой товарной продукции на энергорынке вырабатывается примерно на 107 млрд. грн.

Но нельзя сказать, что население выигрывает от такой практики, когда платит за энергию в разы меньше, чем госпредприятия, частный бизнес и бюджетники. Оно переплачивает за транспорт, промышленные и продовольственные товары, ведь более высокие тарифы на энергоносители закладываются в цену производимой продукции. Так что дисбаланс в стоимости энергоносителей для промышленности, бюджетной сферы и населения это скорее имитация заботы о гражданах. И практически все поколения украинских политиков этим пользовались.

Регулятор начал кампанию по сокращению этого дисбаланса, но повышение тарифов для населения покрывает разницу лишь частично. К тому же разница между низким тарифом для бытового потребителя и высоким для бизнеса играет против потребителя, ведь свои расходы он контролировать может, а затраты на электроэнергию в товаре или услуге – нет.

С таким перекосами в ценообразовании, отсутствием розничного рынка и понимания поведения игроков на нем (в первую очередь, среднего и мелкого бизнеса), нерешенность проблем так называемых мелких субабонентов, может привести к очередной волне возмущения и критики.

Даже сейчас после повышения тарифов, например, на электроэнергию средний тариф для промышленности составляет 1,25-1,50 грн за 1 кВт∙ч (с НДС – 150-180 грн за 1 кВт∙ч), а для населения – 45,6 копейки, то есть разница примерно в три раза. При этом на долю населения приходится 25-27% от общего потребления населения. В то время как экономически обоснованная пропорция как раз должна быть обратной: ниже цены для промышленности, транспорта – дешевле услуга или товары для граждан.

Повышение тарифа на электроэнергию разнесено на несколько этапов в течение двух лет, это, конечно, смягчает ситуацию и дает возможность подготовиться. Что касается времени повышения тарифов на электроэнергию, то это скорее привязано к отопительному сезону. Так исторически сложилось, что с апреля по август потребление энергии падало, с сентября по март росло, хотя сейчас, с изменением климата, при активном использовании летом кондиционирования, эти периоды смещаются, и потребление в летние пики может превышать среднестатистическую зимнюю величину.
Говоря о целесообразности повышения тарифов в такое сложное финансово и по ситуации в стране время, думаю, что опасность роста неплатежей есть. И касается она, прежде всего среднего класса, там, где потребление электроэнергии в границах от 100 до 600 кВт. Для тех, кто потребляет менее 100 кВт, дополнительная нагрузка на кошелек составит около 10 гривен в месяц.

Что касается финансовой помощи населению, то существует мировая практика поддержки социально незащищенных слоев: многодетных семей, людей с ограниченными возможностями, где государство устанавливает адресные субсидии. Во Франции, например, есть закон о доступном бедным слоям населения «социальном продукте», в перечень товаров туда входят вода и электроэнергия.

В Украине мы переходим на адресные субсидии, но при этом сохраняем льготные категории, где дотируется до 50% тарифа. Ранее доходило до 15-17 категорий, в том числе пожарные, ветеринары, судьи, прокуроры, «дети войны». Последние 5-8 лет список льготников уменьшился, остаются в этом списке многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями, участники боевых действий.

Повышение тарифов считаю логичным процессом, но при этом должен быть обеспечен качественный сервис, то есть нормальные технические параметры оказываемых услуг. И очень важно дать населению сигналы, что снижая потребление ресурсов и платя их реальную стоимость, мы будем менять структуру затрат. А при этом снизится и цена промышленного продукта. Например, в развитых странах ЕС среднемесячная плата семьи за электроэнергию составляет 200-250 евро при доходе в 5000-6000 евро. При этом цены на продукты, промышленные товары и услуги находятся на вполне доступном уровне».

Лариса Белозерова, часть 1, напечатано в газете "Нафтопродукти"№37 от 14.09.2015

В следующей части продолжим знакомить с мнением авторитетных экспертов, а также представим график изменения тарифов на электроэнергию в ближайшие два года и топ-перечень самых «прожорливых» бытовых электроприборов.