Электромобиль: от дилижанса до суперкара

История

У электромобиля славная более чем полуторавековая история. Первые транспортные средства на электромоторе появились в 40-е годы ХІХ века в Британии и успешно развивались около столетия. Отцами электротранспорта называют британцев Роберта Андерсона, Роберта Дэвидсона и американца Томаса Девенпорта.

Первые авто представляли собой громоздкую коляску с электромотором – обогнать эти агрегаты мог энергично шагающий пешеход. Но на рубеже ХХ века в Европе и Америке уже насчитывались десятки тысяч авто с хорошими техническими характеристиками. Так, в 1895 году рекорд скорости электромобиля составлял 63 км/час, а уже в 1899-ом перешагнул за 100 км/час (на фото электромобиль 1900 г.). По объективным на то время причинам в 20-е годы нового века авто с двигателями внутреннего сгорания практически вывели их из массового использования. Аккумуляторы были достаточно громоздкими, их емкость невелика, да и интенсивно развивающаяся добыча относительно недорогих углеводородов решила исход состязания электромотора с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Мировая практика

Возвращение электромобиля (ЭМ), уже качественно нового уровня, в мире далеко не новшество. Конец 60-х ознаменовался очередным нефтяным кризисом и возрождением интереса к электромобилю со стороны серийных производителей.

Возникли первые гибридные авто, сочетающие электро- и бензиновую тягу. Особенно интенсивно «чистое» движение развивается сейчас. Экологическая безупречность этого транспортного средства делает электромобили и авто на водороде номером один в перспективе развития автопрома.

В мире уже бегает N-е количество безуглеродных «лошадиных сил».Известные бренды Citroen, Nissan, Mersedes-Benz, Renault регулярно представляют в автосалонах свои электроновинки.

 

А что в Украине?

Массовый потребитель пока не рассматривает авто на электричестве как серьезную альтернативу ДВС. То есть многие, конечно, об электромобиле слышали и даже видели такие супермодные автокары в выставочных автосалонах, но полагают, что практика их применения – это дело далекого будущего. Однако оказывается, что тема не так уж далека для наших изобретательных соотечественников. Да, именно изобретательных, в Украине есть целое сообщество владельцев самодельных электрические авто на базе отечественных марок.

Кстати, интересно, что первым легковым электромобилем в СССР был украинский. В 1973 году в Запорожском ЗМИ под руководством ассистента кафедры электрических машин В.Б. Павлова на базе ЗАЗ 968 был создан опытный электромобиль. Эта машина уже тогда имела новинку: импульсный полупроводниковый преобразователь. В 1974 году этот ЭМ на ВДНХ СССР получил бронзовую медаль, а электроника его управления – серебряную. Этой информацией на сайте samodelkin.komi.ru (см. фото ЗАЗ 968) поделился Токмаков Н.М. Пообщавшись на форуме изобретателей, выяснила, что интерес отечественных «самоделкиных» к экономичному «чистому» авто никогда не ослабевал.

С ростом качественных характеристик аккумуляторов увеличивается и число серийных моделей самых именитых мировых марок.

В Украине также есть в продаже и серийно выпускаемые городские авто. Это легкие грузовики и целая серия легковых хетчбеков, седанов китайского производства на базе Lifan.

Прорыв сейчас делают новые модели электромобилей Tesla.


Клуб владельцев и сеть авто организовали не только кампанию продвижения авто этой марки, но и содействовали обустройству почти четырех десятков заправок для электромобилей. На начало 2015 года их уже 34 в разных городах по всей Украине, в основном на базе АЗК «ОККО»(фото из ФБ).




Особая гордость сегодняшнего украинского автопрома – электробус концерна «Электрон» (см фото пресс-службы «Богдана»). Сегодня в польском Люблине представлен 12-метровый автобус на 75 пассажиров, способный развивать скорость до 70 км/ч. Заправляется он на конечных остановках. Как сообщил представитель концерна, стоимость такого автобуса около 1,5 млн. евро. Надеемся, что муниципалитеты Украины тоже смогут со временем позволить в своих городах отечественный электробус без вредных выхлопов.




Тенденции

Все технические недостатки, присущие первым ЭМ (невысокая скорость, ограниченный пробег, отсутствие разветвленной сети заправок) успешно решают электромобили брендовых марок, но, правда, и стоимость их гораздо выше.

Автопресса в октябре 2012 года радостно сообщала, что был установлен новый мировой рекорд по скорости для электрокаров. Компания Ecotricity, занимавшаяся разработкой суперавто «Немезида», с представителями ассоциации автомобильного спорта Великобритании зафиксировали скорость 300 км/ч. Сайт компании информировал, что электрическая версия Exige, которая получила название Nemesis, оснащена парой электромоторов суммарной мощностью 335 лошадиных сил (600 Нм). Питаются они от 96-ти литий-ионных аккумуляторов, общая емкость которых составляет 36 кВт∙ч, и с места до 160 км/ч автомобиль разгоняется за 8,5 секунды. Стоило это чудо техники около миллиона фунтов стерлингов (на фото Nemesis)

Безусловно, такое авто пока экзотика, а вот Германия уже идет по инновационному пути широкого внедрения электромобиля. В государственной программе «Стратегия высоких технологий 2020 для Германии» в разделе «Проекты будущего» прописана амбициозная, но вполне реальная цель – один миллион электромобилей к 2020 году. И действительно, в моделях городских электромобилей сейчас уже нет недостатка, а Mersedes-Benz выпустил и полноценное спортивное авто SLS AMG (см. фото), способное разогнаться до100 км/ч за 3,9 секунды (максимальная скорость 250 км/ч), при этом заряда его литий-ионного аккумулятора хватало на 250 километров.

Инновационный рывок в модернизации аккумуляторов

Очень активно развивает это направление кампания Тesla. Создатели сосредоточили внимание на три основные области улучшения электромобиля: аккумулятор, аэродинамика, сопротивление качению.

Новая модель Тesla Roadster может похвастаться оригинальным аккумулятором, Этот литий-ионный аккумулятор Roadster уже запущен в производство и может использоваться в любом электромобиле. С 2008 года в оригинал-модели cell Roadster многое существенно улучшилась, новая ячейка имеет на 31% больше энергии, чем прародитель. На основе этой  ячейки создали аккумулятор, который обеспечивает примерно 70 кВт∙ч емкости. Новая аэродинамика Тesla Roadster, оригинальные шины, улучшенные колесные подшипники позволяют производителям довести скорость до 400 миль в час, а дальность проезда без дозарядки до 640 км. Испытать инновационную модель предполагается во время нон-стоп поездки от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса в начале 2015 года.

А самым популярным электромобилем в Европе в 2014 году был назван Nissan Leaf.


Специалисты Nissan связывают это с небольшой платой за лизинг авто. В среднем по Европе сумма составляет около 250 евро. А, например, во Франции, с учетом существенных субсидий со стороны государства, этот электромобиль можно взять в лизинг за 169 евро в месяц. Кроме того, в снижении затрат на производство сыграл и перевод сборки Leaf в 2013 году из Японии в Великобританию.

В общем, есть предпосылки, что второе пришествие городского электромобиля – не такое уже далекое будущее.

Лариса Белозерова для «Голоса Украины»