АТОМ ИЛИ ВИЭ?
«На вопрос потребителя, какую вы хотели бы иметь у себя энергетику, есть простой ответ: дешевую и стабильную. Говоря о возобновляемой и атомной энергетике, на этот вопрос очень сложно ответить однозначно. Давайте попробуем проанализировать ситуацию, сложившуюся сегодня в мировом энергетическом секторе», - предлагает директор проектов возобновляемой энергетики НТЦ «Психея» Андрей Конеченков.
Установленные мощности ветровой энергетики уже сопоставимы с атомноэнергетическими
Просматривая свежие обзоры ведущих мировых энергетических агентств, посвященные современным тенденциям развития глобальной энергетической промышленности, можно увидеть четкую ориентацию на развитие возобновляемой энергетики. При этом эксперты, как правило, обращают внимание на бесперспективность углеводородных технологий, не акцентируя внимания на спорных вопросах, существующих в атомной энергетике. В то же время, такие страны, как Германия, Швеция, США, Австралия, Италия, Австрия, Франция и ряд других уже сделали свой выбор в сторону возобновляемой энергетики за счет сокращения или отказа от строительства новых АЭС.
О стоимости и рентабельности атомной энергии
«Громкий» контракт между правительствами Франции и Соединенного Королевства на строительство двух новых атомных блоков на территории Туманного Альбиона дает понять, что перспективы развития у атомной отрасли существуют, несмотря на ряд всемирно известных ядерных катастроф в Три-Майл-Айленде (1979), Чернобыле (1986) и Фукусиме (2011), которые значительно подорвали авторитет атомной энергетики в целом.
При этом нужно отметить, что цена за кВт∙ч электроэнергии, которую планируют производить на новых АЭС, зафиксирована на уровне 12,8 евроцента, в отличие от 5,5 евроцентов за кВт∙ч электроэнергии, произведенной сегодня на ВЭС в Германии.
Все чаще высказываются сомнения в рентабельности ядерной энергетики. В связи с тем, что производство электричества на АЭС дорожает на фоне понижения стоимости некоторых других источников энергии, в условиях свободного рынка ядерные станции становятся убыточными. Так, в США по причине нерентабельности были закрыты два реактора: АЭС Вермонт Янки и АЭС Кевони (http://www.theguardian.com/environment/2013/sep/24/us-nuclear-power-closures ).
Современные тенденции
Один из наиболее авторитетных независимых научных центров мира Worldwatch Institute провел анализ современных тенденций, происходящих в секторах возобновляемой и атомной энергетики. Невзирая на то, что сторонники атомной энергетики давно прогнозируют ее ренессанс, дальнейшее развитие производства электроэнергии за счет ядерного топлива уже стопорится в течение нескольких лет. Возобновляемая энергетика, напротив, продолжает быстро распространяться, хотя этому сектору предстоит еще долгий путь, чтобы догнать традиционную энергетику, использующую ископаемое топливо, считают эксперты Worldwatch Institute.
Доля атомной энергетики в мировом производстве электроэнергии неуклонно сокращалась с максимальных 17,6% в 1996 году до 10,8% в 2013 г-м. После быстрого роста с момента зарождения атомной энергетики в середине 1950-х, ее генерирующая мощность, достигнув максимума в 375,3 ГВт в 2010 г., начала сокращаться, и в 2013-м уже составляла 372,8 ГВт (рис. 1. Установленные мощности в мире по секторам: ветровые электростанции, фотоэлектрические (солнечные) станции и атомные электростанции, 1956-2013 гг).
В докладе Генерального директора МАГАТЭ «Международное состояние и перспективы ядерной энергетики–2014» отмечается, что в 2013 г. на всех АЭС мира было выработано 2 359 ТВт/ч электроэнергии, что на 220 ТВт/ч меньше среднегодового показателя за первые десять лет XXI века. Это сокращение обусловлено главным образом снижением производства вследствие окончательной и временной остановки реакторов в Японии (266 ТВт/ч) и окончательной остановки реакторов в Германии (41 ТВт/ч) и США (17 ТВт/ч), которые частично компенсированы увеличением генерации на АЭС в Китае (34 ТВт/ч) и других странах.
Неблагоприятная экономика, беспокойство в связи с безопасностью реакторов, а также нерешенность вопроса касательно того, что делать с ядерными отходами, затормозили дальнейшее развитие отрасли. В противоположность этому рост ветро- и солнечных генерирующих мощностей демонстрирует в настоящее время ту же стремительно восходящую вверх траекторию, что и ядерная энергетика в 1970-1980-х годах. Сектор возобновляемой электроэнергетики уже достиг своей доли 22,8% в глобальном производстве электроэнергии в 2014 г. (http://www.ren21.net/Portals/0/documents/e-paper/GSR2015/index.html#/30 ), и темпы его роста продолжают впечатлять (рис. 2. Доля возобновляемой энергетики в глобальном производстве электроэнергии, конец 2014 г.).
Установленная ветроэнергетическая мощность в 370 ГВт в 2014 г. практически эквивалентна мощности атомной энергетики в 1990-м. Показатель в 140 ГВт фотоэлектрических мощностей все еще значительно уступает показателю атомной энергетики в 1990-х годах, но быстро растет.
В последние годы сектор возобновляемой энергетики привлек намного больше инвестиций, чем атомная энергетика. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в период с 2000-го по 2013 г. ежегодные инвестиции в атомную энергетику составляли в среднем $8 млрд. Для сравнения: согласно данным Европейской ветроэнергетической ассоциации (ЕWEА), только в прошлом году инвестиции в мировой сектор ветроэнергетики составили $100 млрд (http://www.ewea.org/globalwindday ). Ветроэнергетика стала одной из ведущих и наиболее быстрорастущих промышленных технологий в мире. В разных странах существуют разные приоритеты, но нигде в мире в последнее время атомная энергетика не лидировала по инвестициям в новые генерирующие объекты.
В отличие от инвестиционных приоритетов, научно-исследовательские бюджеты в области атомной энергетики все еще являются приоритетными. В странах-членах МЭА (большинство европейских стран, США, Канада, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия) атомная энергетика за последние 40 лет получила львиную долю государственных бюджетных средств на проведение научно-исследовательских работ в области энергетики.
Согласно данным Worldwatch Institute, в атомную энергетику были привлечены $295 млрд, или 51% от общих инвестиций в сектор научных исследований и разработок в области энергетики в период между 1974–2012 гг.
Однако со временем эта цифра уменьшилась с максимальных 73,6% в 1974-м до сегодняшних 26%. Сектор возобновляемой энергетики за тот же период получил в общей сложности $59 млрд (10,2%), но этот показатель растет из года в год.
Сравнивая балансы
Если сравнивать страны и континенты, где атомная энергетика в свое время получила широкое распространение, то можно увидеть, что именно в этих регионах ветроэнергетическая технология сегодня развивается особенно стремительно. Например, в странах Европы установленная мощность атомных электростанций ныне составляет 33,5%, а ВЭС – 36,25%, в Северной Америке АЭС -30,6%, ВЭС – 21,15% (рис. 3. Доля АЭС,% по континентам и рис. 4. Доля ВЭС,% по континентам).
Более трети всех ветроэнергетических мощностей приходится на Азиатские страны – Китай и Индию, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Только Китай в 2014 г. ввел в эксплуатацию 23,5 ГВт ветроэнергетических мощностей, инвестировав в данную отрасль около $25 млрд. В то же время, на эти две страны приходится 7,5% от мировой атомной энергетики.
Энергетическая структура в странах бывшего СССР существенно отличается от мировых тенденций. На долю атомных мощностей в этих странах приходится 10% от мирового сектора атомной энергетики, в то время как ветроэнергетические мощности составляют всего лишь 0,17%. Напрашивается вывод, что атомная энергетика активно развивается в первую очередь в странах со слабой экономикой.
Благодаря тому, что строительство ветроэнергетических и фотоэлектрических станций не требует выполнения особых условий, таких как, например, наличие водоемов для охлаждения реакторов или специальных территорий, отдаленных от населенных пунктов, что необходимо в случае строительства АЭС; к тому же, времени на строительство ветряных и солнечных станций требуется намного меньше, эти технологии являются гораздо более практичными и доступными для большинства стран, чем ядерные реакторы.
Здесь уместно привести пример Финляндии. В 2005 г. Финляндия выдала разрешение на строительство третьего блока АЭС Олкилуото. Предполагалось, что энергоблок будет введен в эксплуатацию в 2010 г. По состоянию на 2015 г. предполагается, что реактор не будет запущен ранее 2018 г. Стоимость строительства данного реактора оценивалась в 3 млрд. евро. К 2015 г. затраты возросли на 2 млрд евро. В результате Финляндия отменила запланированное строительство и четвертого энергоблока на Олкилуото.
Французская компания Areva, которая занимается разработкой и производством оборудования для атомной энергетики, еще в декабре 2012 г. оценила полную стоимость строительства реактора – это составило примерно в 8,5 млрд евро, или почти в три раза выше от изначально запланированной.
Сегодня возобновляемая энергетика все больше и больше набирает темпы своего роста. Использование таких источников энергии, как ветер и солнце, становится конкурентно выгодным, в первую очередь, благодаря использованию местного экологически чистого энергоресурса, и технологиям, способным инвестировать в местную экономику, отказавшись от импорта и трудоемкой добычи ископаемого топлива, выступая при этом ведущим инструментом в борьбе с изменениями климата.
Андрей Конеченков, опубликовано 27.07.2015 г. в журнале "Терминал"
На фото с сайта УВЭА - украинские СЭС «Токмак Солар Енерджи» и ВЭС «Винд Пауер» (Запорожская область)