Плазма для ТБО

В ИЗРАИЛЕ РАБОТАЕТ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЗАВОД ПО ПЕРЕРАБОТКЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ОСНОВЕ ПЛАЗМЕННО-ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Актуальность этой темы для нашей страны и заставила представить данную статью нашим читателям и специалистам. Может и нам стоит задуматься и сделать шаг вперед к современнейшим технологиям, а не постоянно догонять, используя для ТБО «вчерашние» разработки сжигания мусора.

Израиль... Среди холмов и долин в половине часа езды от Хайфы раскинулся молодой цветущий город Кармиэль, что означает «Божий виноградник» («керем» – виноградник, «Эль» – Бог).

Это деловой, культурный и индустриальный центр Западной Галилеи, в котором проживает около 45 тыс. человек и расположены предприятия наукоемкой отрасли, а также заводы металлообрабатывающей промышленности.

Кармиэль очень ухоженный и чистый город. Количество парков и скверов в столь небольшом городе поражает. Но особо известен город стал благодаря вводу современнейшего в мире производства по переработке твердых бытовых отходов.

 

Новая технология

Разработка и освоение новой технологии – результат сотрудничества ученых и инженеров РФ, Украины и Израиля. В знаменитом Институте атомной энергии имени Курчатова сосредоточены важнейшие исследования в области физики плазмы. Под руководством директора центра, ученого мировой величины академика Евгения Велихова во многом воплотился в жизнь и данный проект.

Плазменная технология, на основе которой построен завод, идет в ногу со временем, она не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, представляет собой самый передовой на сегодняшний день способ переработки твердых бытовых отходов и, что не менее важно, значительно более экономична по сравнению с существующими технологиями.

В целом человечество производит около 700 миллионов тонн бытовых отходов ежегодно и эта цифра с каждым годом увеличивается.

Что в мире с ТБО? 

В Дании, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии сжигается от 40 до 60% бытовых отходов – остальное, как правило, закапывается в землю. А Норвегия, Италия, Англия и Испания, львиную долю мусора – от 60 до 78% – закапывают в землю.

В США под землю отправляют 56% бытового мусора. Остальное сжигается (14%) или перерабатывается (30%).

На протяжении веков человек избавляется от мусора одним и тем же способом: либо хоронит его под землей, либо сжигает. Исключение представляют швейцарцы, которые несожженные отходы направляют целиком на переработку.

Исключительный пример представляет в этом отношении Япония: в островном государстве земля слишком дорога, чтобы отдавать ее под мусорные кладбища, поэтому 76% своих бытовых отходов японцы сжигают, а остальное перерабатывают или также хоронят под землей.

Из развитых стран Израиль на фоне этой картины выглядит самым плачевным образом: 80 (восемьдесят!) процентов бытовых отходов хоронится под землей. Закрыли печально знаменитую «гору» – Хирию – вблизи Тель-Авива; зато стали наращивать другую, «подземную» гору – в Рамат-Ховаве. По отходам, приходящимся на душу населения, мы не уступаем той же Америке – на 7 миллионов жителей «производим» в год 5 миллионов тонн мусора. Но если Америка 44% своих отходов сжигает или перерабатывает, то Израиль отправляет на переработку всего 20%.

Что касается ЕС, то лишь благодаря жестким природоохранным законам Европа не задыхается в дыму мусоросжигающих заводов. Но обходится это и промышленникам, и налогоплательщикам недешево: половину затрат при этой технологии «съедают» мероприятия по охране окружающей среды. Израиль до таких расходов еще не дорос, потому и зарывал в землю почти весь мусор.

 Плазменная переработка мусора

Идея плазменной переработки бытового мусора оказалась на поверку не только самой технологичной, но и самой дешевой.

– В 2000 году, – рассказывает Ицхак Шрем, – мы создали компанию ЕЕК, призванную реализовать задуманный проект. Нас вдохновлял пятнадцатилетний опыт работы российских предприятий по переработке ядерных отходов. Они тоже работали на основе плазменно-химических процессов, и хотя нам предстояло решить несколько иную задачу, мы нисколько не сомневались в успехе.

В течение шести лет мы смогли привлечь 34 миллиона долларов инвестиций. В числе основных участников проекта – Токийская финансовая группа (10,6 млн. долларов), компания «Ордан» (8,2 млн.), корейская инвестиционная фирма «Кестрел пасифик» (5,3 млн. долларов). Среди инвесторов также частные лица.

В 2001 году на ЕЕК закупили российскую технологию плазменно-химических процессов и приступили к совместным разработкам по ее использованию в области переработки бытовых отходов.

А в 2004 году компания ЕЕК подписала с правительством Украины соглашение о сотрудничестве в областипереработки 30 тысяч тонн бытовых отходов, оставшихся после аварии на Чернобыльской атомной станции. Речь идет о вещах, свезенных в огромный котлован из жилых домов города атомщиков.

Завод открыли в 2010 году. Внешне он выглядит скромно. Небольшое здание административного корпуса, примыкающие к нему металлические конструкции, простое, на первый взгляд, оборудование, расположенное прямо под открытым небом. Между тем именно в этой простоте и заключена изюминка плазменной технологии.

Ей не требуются большие производственные площади, не нужна «крыша над головой», а рабочий процесс настолько автоматизирован, что сокращает до минимума количество обслуживающего персонала. На наших глазах в большую воронку загружается грязная масса. Это и есть те самые бытовые отходы, которые мы выбрасываем каждый день в наши мусорные ведра.

В плазмотроне проходит несколько стадий переработки, а на конечном этапе превращается в черную стекловидную массу, которая схожа с кварцем, так же, как и он, не издает никакого запаха.

Объем этой массы составляет от двух до пяти процентов от объема исходного материала. Полученный же при этом твердый материал абсолютно чист с экологической точки зрения, его можно использовать в строительстве дорог и зданий, он может тысячи лет хранится и под землей без всякого влияния на окружающую среду. Кроме того, плазменная технология обеспечивает замкнутый цикл всего производственного процесса. Получаемый во время разложения продукта газ не выходит в атмосферу, а направляется на выработку собственной электроэнергии. Мощность заводского генератора – 600 киловатт, причем, 70% этого количества энергии достаточно для внутреннего пользования, а остальные 30% можно продавать на сторону. Таким образом, предприятие не потребляет, а, наоборот, вырабатывает электроэнергию, и использует для этого не уголь или мазут, а обычный мусор.

Изготовитель    украинский

Плазмотрон изготовлен в Украине, на Мариупольском заводе общего машиностроения. Это же предприятие поставило все необходимые металлические конструкции – их тут около ста тонн. Второй плазменный реактор позволяет перерабатывать уже две тонны отходов в час. Данной технологией заинтересовались уже в ряде стран Европы. Ицхак Шрем не сомневается в дальнейшем успехе. Как он отметил, человечество тратит сегодня на переработку бытовых отходов свыше 4 миллиардов долларов в год. Средняя стоимость переработки одной тонны мусора в Европе (речь идет о современных мусоросжигательных заводах) составляет до 200 долларов, А плазменно-химическая технология эту цену снижает втрое – до 70 долларов за тонну.

 Яков Зубарев, г. Кармиэль (Израиль)