Генерация с приставкой «био»: пеллетная история


Пеллеты и брикеты – самый востребованный украинский продукт экспорта из твердой биомассы, однако…

Темпы развития биоэнергетики в Украине пока существенно отстают от европейских. Доля биомассы в конечном энергопотреблении страны не дотягивает даже до 2%, хотя ее потенциал сопоставим с показателями мировых лидеров в этой сфере. О перспективах и вызовах пеллетного рынка в условиях действующего Соглашения об ассоциации с ЕС рассказывает президент профильной ассоциации «Украинский пеллетный союз» (УПС) Николай Коломийченко.

 

Биоэнергетика в тренде

Страны-лидеры мировых экономик демонстрируют направленность на развитие возобновляемой энергетики (ВЭ), снижая использование ископаемых ресурсов в промышленном и социальном секторах. Национальные и межгосударственные энергетические стратегии с увеличением доли ВЭ в производстве энергии привели к значительным результатам. В частности направление биоэнергетики в мире уже давно на твердых позициях, появилось новое определение «биоэкономика». Одним из основных направлений биоэкономики является использование возобновляемой биомассы для достижения устойчивого производства и охраны окружающей среды. Особенность биоэкономики состоит в том, что она реализуется в масштабах малого и среднего бизнеса, не теряя экономической эффективности по сравнению с крупными генерациями. Наоборот, при правильной организации превосходит их по оборачиваемости средств и экономии капвложений. Такой вид экономики подходит для реализации идеи социально ориентированной экономики. Ярким примером можно считать развитие генерации энергии с использованием твердой биомассы.

Украинские реалии

Согласно целям Национального плана действий по ВИЭ до 2020 года, предполагается активное использование местных возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и широкая децентрализация генерации. Казалось бы, для этого есть все условия.

Так, по оценкам специалистов аграрной сферы, ежегодно возобновляемый потенциал сырья для производства твердого биотоплива составляет:

  • отходы агрокультур (шелуха подсолнечника, солома и др.) – 25…30 млн т /год;
  • отходы древесины (лесосечные остатки, отходы деревопереработки и др.) – 3,5…4,5 млн т/год.

Если перевести эти объемы в газовый эквивалент, то это около 12…13 млрд м. куб. Соответственно в деньгах – это $4,5…5,6 млрд в год.

Комментируя положение дел в отрасли пеллетного производства, Н. Коломийченко отметил, что производственные мощности по выпуску пеллет и брикетов стали появляться во всех регионах страны, сейчас это порядка 400 предприятий. Однако развитие предприятий происходит по синусоиде, работа большинства из них зависит от фактора спроса, сырьевого обеспечения, неустойчивой цены, логистики, производственных проблем. К сожалению, многие производители пеллет пока так и не смогли выйти на рентабельный режим работы.

Среди основных причин торможения сектора производства твердого биотоплива эксперт назвал:

  • несовершенную логистику и сложности в обеспечении сырьем;
  • повышение цен на энергоносители;
  • несоответствие оборудования технологическим требованиям;
  • отсутствие системы государственной стимуляции;
  • отсутствие сертификации по европейским и украинским стандартам.

«Эти факторы позволили польским и чешским «трейдерам» воспользоваться сложившейся ситуацией: демпинговать закупочными ценами, документально проводить произведенную в Украине продукцию как собственную, сертифицировать ее по европейским стандартам от своего имени. При этом они получают прибавочную стоимость, гораздо выше, чем украинские производители. Ко всем перечисленным проблемам украинских производителей твердого биотоплива добавляется и низкая рентабельность производств. Таким образом, сегодня существенно уменьшилась инвестиционная привлекательность данного вида бизнеса», – комментирует ситуацию Н.Коломийченко.

По итогам 2015 года основным вызовом на украинском пеллетном рынке эксперт назвал и проблемы с реализацией продукции. Но это оперативные трудности, связанные с аномально теплым началом осенне-зимнего отопительного сезона 2015-2016гг. Из-за упавшего сезонного спроса европейские потребители приостановили действие контрактов на поставку украинской продукции. При этом склады забиты не только в Украине, но и в странах ЕС.

Системное же развитие рынка отечественных пеллет, по мнению Н. Коломийченко, тормозят проблемы с закупкой сырья, в частности отсутствие процедуры легальности закупки. Также не подтверждены критерии устойчивости биомассы, что является требованием директив ЕС. К тому же отечественный производитель пока не спешит с сертификацией продукции. Отсутствие обязательных стандартов, как внутренних, так и имплементированных, не стимулирует выпуск качественной продукции. А это означает, что на мировой рынок у многих предприятий нет выхода, а внутренний потребитель иногда вынужден довольствоваться продуктом сомнительного качества. Не решена и задача организации системной логистической сети.

Что делать?

Президент УПС отмечает, что есть общая положительная динамика спроса: дефицит твердого биотоплива в ЕС на начало 2015 года составлял 4,8 млн тонн. Украина же обладает достаточными сырьевыми и сопутствующими ресурсами, уже есть производственный и трейдерский опыт.

«Единственным способом вывести производителей на номинальную рентабельность, является создание полноценной отрасли экономики нашей страны – промышленного производства твердого биотоплива с государственной поддержкой, льготами, созданием позитивного инвестиционного климата, правовой базой. Только таким путем Украина может свободно отказаться от 40-50 % закупаемого в России газа, уменьшить тарифы, существенно улучшить экологическую ситуацию, создать новые рабочие места, сформировать внутренний рынок потребления твердого биотоплива, увеличить количество экспорта и экспортного сальдо, активно и полноправно участвовать в энергетической стратегии ЕС», – уверен эксперт.

Профильный союз

Одним из первых шагов в направлении создания и развития отрасли промышленного производства твердого биотоплива стало создание в 2012 году отраслевой ассоциации – Украинского Пеллетного Союза. По определению организаторов, цели союза: создание прозрачного рынка внутреннего потребления, гармонизации европейских и украинских стандартов, лоббирование и представительство интересов отрасли в государственных органах власти и вывод украинских производителей на мировые рынки сбыта.

В марте 2013 года УПС вошел в состав Европейского Пеллетного Совета и Европейской Ассоциации Биомассы в качестве национального представителя. Единственной из стран, не входящих в состав ЕС, Украине предоставлены равные права в разработке и принятии решений в биотопливной отрасли Европы, равные права в разработке и применении европейских стандартов твердого биотоплива, а УПС предоставлены лицензионные права на проведение европейской сертификации ENplus на территории Украины.

Важным итогом работы УПС в Украине стало то, что производители твердого биотоплива получили возможность европейской сертификации продукции и поставок собственной продукции по прямым договорам с существенным (до 20%) повышением отпускных цен. Украинские пеллеты и брикеты, сертифицированные по ENplus, получили равную с европейскими производителями цену продажи.

Для внутреннего рынка была разработана и внедрена система сертификации твердого биотоплива ENua, которая опирается на новые европейски стандарты, а именно на ISO EN 17225. В сферу аккредитации этой системы сертификации относятся все виды твердого биотоплива, существующие в Украине. Она направлена на защиту прав потребителя, теплогенерирующих компаний и производителей котельного оборудования, которые заинтересованы в использовании качественного биотоплива. Производителям сертификация ENua предоставляет возможность внедрить на предприятиях современную систему контроля качества продукции и увеличить рынки сбыта.


Как украинским производителям выйти на рынки ЕС?

Николай Коломийченко отмечает, что с подписанием экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС украинцы получили свободный выход на ведущие рынки, но и в этом вопросе были и остаются сейчас определенные условия.
Во-первых, это качество украинских пеллет и брикетов. В ЕС приняты четко определенные стандарты твердого биотоплива. Сегодня, почти все страны используют стандарт ISO EN 17225. К сожалению, продукция только единиц из более чем 400 предприятий отрасли, отвечает этим требованиям. Причина в отличной от общемировой технологии производства. А именно, в получении сырья необходимого качества. Во всем мире этим сырьем (для производства древесного биотоплива) являются отходы от деревопереработки, а именно древесные опилки, которая свободна от примесей коры и песка. Наши предприятия вынуждены обеспечивать себя любым сырьем для производства, и не имеют на выходе надлежащего качества. Это главная причина того, что к нашей продукции в ЕС есть определенные замечания.
Во-вторых, это очень дорогая логистика. Стоимость поставки твердого биотоплива в ЕС  превышает даже отпускные цены заводов-производителей. Продукция становится неконкурентной,  имеет ограниченную локацию. При том, что спрос в ЕС на древесные пеллеты постоянно растет. Есть такой себе оксюморон. Есть спрос, у нас есть мощности, а удовлетворить не можем.

 


 

«Выход из этой ситуации, это формирование мощного кластера деревопереработки, который сможет обеспечить наши предприятия качественным сырьем. Это сейчас под угрозой, из-из инициативы некоторых «больших руководителей», которые уже внесли на рассмотрение в ВРУ проект законопроекта об отмене моратория на вывоз древесины. Как по мне, это попытки ликвидировать отрасль деревопереработки, и как следствие - отрасль производства древесного твердого биотоплива. По сути, это «аргентинский» сырьевой сценарий, где дополнительная стоимость в стране не создается.

Также крайне необходимо срочное принятие Украиной международных и европейских стандартов, а именно ISO EN 17225. Мы этим занимаемся, но к сожалению не имеем достаточных средств для внедрения всех мероприятий, направленных на развитие отрасли. Фактически, на голом энтузиазме мы защищаем и отстаиваем интересы отрасли. Даже ценой ухудшения отношений с европейскими партнерами, которые понятия не имеют, с каким давлением и проблемами мы сталкиваемся каждый день», - говорит эксперт.

Как вывод, президент УПС констатирует, что рынки сбыта открыты, есть огромный потенциал, есть желание и видение. Есть все, кроме одного - внимания со стороны государства на проблемы и развитие отрасли.

«Мы производим топливо для энергетики, но до сих пор, не имеем даже действующего ответственного ЦОИВ, направленного на развитие отрасли и реализацию политики устойчивого развития государства», - сказал Н.Коломийченко.


Резюмируя, можно отметить, что развитие биоэнергетического сектора Украины и выхода на рынки ЕС зависит не только от большого потенциала биоресурсов, но и от системного подхода к развитию отрасли, повышении качества продукции и законодательной поддержки.

Лариса Белозерова